Сибирские огни, 1956, № 6
кин» явилось поступление в аэроклуб. Вот как пишет об этом Н. Попов: «Каждый вечер Санька уходил в учеб ный комбинат аэроклуба. Он ощутил не обходимость знания квадратных уравне ний, законов механики и еще одного из того, что изучал в школе и что раньше представлялось ему далеким и ненуж ным. Володя Клименков сделался нераз лучным другом Талкина. Их всегда ви дели вместе: в школе, на улице, в теат ре. Они разговаривали на своем, каком- то особенном языке. Сделав уроки, Санька неизменно уходил теперь к но вому другу, сидел у него до вечера, а иногда и ночевал». Лишенные конфликта, в котором мог ли бы столкнуться характеры героев, рассказы Н. Попова оказываются бес форменными, без ясного смысла. Не раз после чтения их возникает вопрос: «А за чем написан этот рассказ?» И даже там, где намечен конфликт, автор обнаружи вает беспомощность в его развитии, не находя такие ситуации, события, в кото рых конфликт мог бы проявиться. Повесть «Стремительные дни» напи сана в форме воспоминаний сельского учителя. Она посвящена напряженным дням коллективизации, рассказывает о борьбе за хлеб , за организацию колхоза. Уже в первых главах есть предпосылка для возникновения в дальнейшем ходе повествования столкновений и острой борьбы. Провожая юношей (Константи нова и молодого учителя) на работу в де ревню, секретарь райкома партии Столя ров, напутствуя их, говорит: «А обста новка в сел е сложная. Твердые задания не выполняются, кулаки бегут. Это у нас самый отстающий сельсовет». Эти слова обещают комсомольцам нелегкую работу в будущем . И в самом характере Кон стантинова, как он показан автором в споре с председателем «Коопхлеба» Белоконем и в разговоре со Столяровым, в характере «ершистом», принципиаль ном и непримиримом, заложены возмож ности появления острых столкновений этого героя с противниками. Такой не испугается, не изменит своим убеждени ям, не согласится на компромисс. В пер вой ж е главе повести намечается и серь езное расхождение между Константино вым и Белоконем: Константинов — убежденный сторонник массовой работы в хлебозаготовках, лозунг честолюбиво го Белоконя — «нажимать» и «судить». Разворачиваются события, в повести появляются все новые и новые лица, но читатель оказывается обманутым в сво ем законном ожидании сложных взаимо отношений героев, по-настоящему слож ных ситуаций, неизбежных в раскален ной атмосфере борьбы тех лет. Кто ж е мешает работе Константинова? С кем он борется? Кто срывает хлебосдачу? Кто разваливает организующийся колхоз? Борьба на страницах повести в сущности не состоялась, потому что автор лишил своего главного героя настоящих, серь езных противников, не дав ему возмож ности действовать, бороться и побеж дать кого-то и что-то. Удивительно ров но и гладко протекает работа уполномо ченного райкома партии. Возникающие перед ним препятствия тут ж е быстро автором снимаются. Ничем не беспокоят своих односельчан я тех, кто организует колхоз и хлебосда чу, сбежавшие кулаки. Поистине удиви тельное миролюбие! Правда, кулак Кузьма Горбыль сделал попытку нару шить это мирное сосуществование: он поджег общественную солому и ранил уполномоченного райкома. Но думается, что этот герой, совершая на скорую ру ку преступления, руководствовался не столько классовой ненавистью, сколько желанием поддержать честь порядочного «литературного» кулака, которому поло жено жечь и убивать: пожар очень бы стро тушится, а Константинов после «страшного удара» увесистого «бадожка» неожиданно скоро приходит в себя и, уж е не вспоминая о покушении и, види мо, не чувствуя его последствий, актив но участвует в обыске кулацкого дома. Итак, кулаки как возможная противо борствующая сила автором изолирова ны и выведены с поля боя. Такая ж е участь постигла и властного Белоконя. По воле автора он так и не стал против>- ником Константинова, хотя между ними наметилось принципиальное разногласие в методах борьбы за хлеб. Белоконь дей ствует где-то за пределами повести. Его разговор с Константиновым в первой главе, приезд в сельсовет (IX гл.) и упо минание о присутствии Белоконя на учи тельской конференции — вот и все эпи зоды, в которых он участвует. Может быть, в замысел автора и не входило столкновение этих двух героев, столкновение двух методов работы? Но последние главы повести убеждают нас в противном. Не сумев найти обстоятель ства, которые столкнули бы Константи нова и Белоконя в остром конфликте, исключив Белоконя из основного дейст вия, автор прибегнул в конце повести к искусственному, неожиданному для чи тателя обострению сюжета. По приказу Белоконя Константинов, успешно вы полнявший задания райкома партии — закончить хлебосдачу в месячный срок, арестован, его судят. Чтобы сделать возможным эти события, автор отправ ляет районных руководителей на сове щание в центр, делает Белоконя полно властным хозяином в районе («Бело конь как-то сумел взять руководство района под свое влияние») и разрешает ему, отменив установки райкома партии о месячной хлебосдаче, выдвинуть но вый срок — 9 дней, а Константинова отдать под суд. В се это представляется нам внутрен не не подготовленным, слабо мотивиро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2