Сибирские огни, 1956, № 6

кин» явилось поступление в аэроклуб. Вот как пишет об этом Н. Попов: «Каждый вечер Санька уходил в учеб­ ный комбинат аэроклуба. Он ощутил не­ обходимость знания квадратных уравне­ ний, законов механики и еще одного из того, что изучал в школе и что раньше представлялось ему далеким и ненуж ­ ным. Володя Клименков сделался нераз­ лучным другом Талкина. Их всегда ви­ дели вместе: в школе, на улице, в теат­ ре. Они разговаривали на своем, каком- то особенном языке. Сделав уроки, Санька неизменно уходил теперь к но­ вому другу, сидел у него до вечера, а иногда и ночевал». Лишенные конфликта, в котором мог­ ли бы столкнуться характеры героев, рассказы Н. Попова оказываются бес­ форменными, без ясного смысла. Не раз после чтения их возникает вопрос: «А за­ чем написан этот рассказ?» И даже там, где намечен конфликт, автор обнаружи­ вает беспомощность в его развитии, не находя такие ситуации, события, в кото­ рых конфликт мог бы проявиться. Повесть «Стремительные дни» напи­ сана в форме воспоминаний сельского учителя. Она посвящена напряженным дням коллективизации, рассказывает о борьбе за хлеб , за организацию колхоза. Уже в первых главах есть предпосылка для возникновения в дальнейшем ходе повествования столкновений и острой борьбы. Провожая юношей (Константи­ нова и молодого учителя) на работу в де­ ревню, секретарь райкома партии Столя­ ров, напутствуя их, говорит: «А обста­ новка в сел е сложная. Твердые задания не выполняются, кулаки бегут. Это у нас самый отстающий сельсовет». Эти слова обещают комсомольцам нелегкую работу в будущем . И в самом характере Кон­ стантинова, как он показан автором в споре с председателем «Коопхлеба» Белоконем и в разговоре со Столяровым, в характере «ершистом», принципиаль­ ном и непримиримом, заложены возмож­ ности появления острых столкновений этого героя с противниками. Такой не испугается, не изменит своим убеждени ­ ям, не согласится на компромисс. В пер­ вой ж е главе повести намечается и серь ­ езное расхождение между Константино­ вым и Белоконем: Константинов — убежденный сторонник массовой работы в хлебозаготовках, лозунг честолюбиво­ го Белоконя — «нажимать» и «судить». Разворачиваются события, в повести появляются все новые и новые лица, но читатель оказывается обманутым в сво­ ем законном ожидании сложных взаимо­ отношений героев, по-настоящему слож­ ных ситуаций, неизбежных в раскален­ ной атмосфере борьбы тех лет. Кто ж е мешает работе Константинова? С кем он борется? Кто срывает хлебосдачу? Кто разваливает организующийся колхоз? Борьба на страницах повести в сущности не состоялась, потому что автор лишил своего главного героя настоящих, серь­ езных противников, не дав ему возмож­ ности действовать, бороться и побеж­ дать кого-то и что-то. Удивительно ров­ но и гладко протекает работа уполномо­ ченного райкома партии. Возникающие перед ним препятствия тут ж е быстро автором снимаются. Ничем не беспокоят своих односельчан я тех, кто организует колхоз и хлебосда­ чу, сбежавшие кулаки. Поистине удиви­ тельное миролюбие! Правда, кулак Кузьма Горбыль сделал попытку нару­ шить это мирное сосуществование: он поджег общественную солому и ранил уполномоченного райкома. Но думается, что этот герой, совершая на скорую ру­ ку преступления, руководствовался не столько классовой ненавистью, сколько желанием поддержать честь порядочного «литературного» кулака, которому поло­ жено жечь и убивать: пожар очень бы­ стро тушится, а Константинов после «страшного удара» увесистого «бадожка» неожиданно скоро приходит в себя и, уж е не вспоминая о покушении и, види­ мо, не чувствуя его последствий, актив­ но участвует в обыске кулацкого дома. Итак, кулаки как возможная противо­ борствующая сила автором изолирова­ ны и выведены с поля боя. Такая ж е участь постигла и властного Белоконя. По воле автора он так и не стал против>- ником Константинова, хотя между ними наметилось принципиальное разногласие в методах борьбы за хлеб. Белоконь дей­ ствует где-то за пределами повести. Его разговор с Константиновым в первой главе, приезд в сельсовет (IX гл.) и упо­ минание о присутствии Белоконя на учи­ тельской конференции — вот и все эпи­ зоды, в которых он участвует. Может быть, в замысел автора и не входило столкновение этих двух героев, столкновение двух методов работы? Но последние главы повести убеждают нас в противном. Не сумев найти обстоятель­ ства, которые столкнули бы Константи­ нова и Белоконя в остром конфликте, исключив Белоконя из основного дейст­ вия, автор прибегнул в конце повести к искусственному, неожиданному для чи­ тателя обострению сюжета. По приказу Белоконя Константинов, успешно вы­ полнявший задания райкома партии — закончить хлебосдачу в месячный срок, арестован, его судят. Чтобы сделать возможным эти события, автор отправ­ ляет районных руководителей на сове­ щание в центр, делает Белоконя полно­ властным хозяином в районе («Бело­ конь как-то сумел взять руководство района под свое влияние») и разрешает ему, отменив установки райкома партии о месячной хлебосдаче, выдвинуть но­ вый срок — 9 дней, а Константинова отдать под суд. В се это представляется нам внутрен­ не не подготовленным, слабо мотивиро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2