Сибирские огни, 1956, № 6

ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ 11. ПОПОВА В книге Н. Попова «Повести и расска­ зы »1 собраны произведения разных лет. Рассказ «Родная земля» написан в 1946 году, а большая повесть «Стреми­ тельные дни» датирована 19 5 4 годом. Можно говорить о разнообразии тем книги Н. Попова, о хороших замыслах автора, но будет ли читатель довольство­ ваться только замыслом, пусть даже хо­ рошим? Хотя автор затрагивает насущные во­ просы нашей действительности (воспита­ ние молодежи, работа в деревне), но книгу закрываешь с неприятным ощу­ щением надуманности содержания его рассказов и повестей. Что общего, например, между напря­ женными днями коллективизации в Си­ бири и изображением этого времени в повести Н. Попова «Стремительные дни»? Лишь некоторые внешние приме­ ты времени, а в остальном — это непри­ крытая лакировка жизни. С завидной легкостью протекает работа героев, по­ павших в самый отстающий сельсовет района. Стоило уполномоченному райко­ ма партии 22-летнему Володе Констан­ тинову пересмотреть списки хлебосдат­ чиков, как сразу же, словно по манове­ нию волшебного жезла , изменилась об­ становка в отстающей Вознесенке. Быст­ ро организуется красный обоз с хлебом, и ликующе звучат слова членов актива, занятых его подготовкой. В рассказе «Товарищи» (1 9 5 2 г.) по- вествуется о том, как два друга-семи- классника спешат на лыжах в школу из подшефного колхоза, где они заночевали после концерта самодеятельности. Мыс­ ли образцово-показательных мальчиков обращены к классному руководителю Клавдии Михайловне. «Понимаешь, Славка, что значит опоздать? Клавдия Михайловна ругать не будет, только по­ качает головой и скажет: «Уж этого-то я от вас не ожидала, Комаровский». Она, если рассердится, всегда «вы» говорит. А потом тебя на учком вызовут. Да и комитет комсомола не отступится...» Концовка рассказа совершенно идил­ лична. Ребята вовремя попадают в шко­ лу: «Прибывших окружили учителя, то­ варищи. Виктора на руках отнесли в ка­ бинет врача. Врач вправил сустав, сд е ­ лал массаж, Виктор притопнул пяткой и улыбнулся. Клавдия Михайловна при­ несла из буфета горячего чаю. Слава, обжигаясь, глотал чай и думал, что шко­ ла чем-то походит на родной дом...» Идиллична концовка и в рассказе «Андрей Черкашин». «А что, милые мои, — обращается главный герой, — 1 Н. П о п о в . П о в е с т и и р а с с к а з ы , Томск, лит. объедин., 1955, 164 стр. с посевной мы управились, электростан­ цию построили. Не загулять ли нам по этому случаю?», и далее следует описа­ ние «гуляния», сделанного по всем правилам сусально-умилительного искус­ ства. Почему мы не ощущаем героев Н. По­ пова, как реальных, живых людей, по­ чему их радости и горести нас не волну­ ют, а воспринимаются они как некие у с ­ ловные фигуры, которые автор передви­ гает по страницам своих произведений, следуя лишь собственному произволу? Автор встал на путь описательства и информаций. Порой краткие, порой раз­ вернутые, информации эти одинаково сухи е и не раскрывают психологию ге­ роя, а лишь отмечают у него наличие ка­ ких-либо качеств. В рассказе «Андрей Черкашин» Н. Попов, очевидно, решил нарисовать портрет нашего современни­ ка незаурядного характера (в его глазах было «что-то сильное, непонятное, при­ тягивающее»), много видавшего, много испытавшего (фронт, тяжелое ранение, смерть единственного сына), талантливо­ го руководителя (Черкашин — предсе­ датель большого колхоза). Для этого автор непрерывно демонст­ рирует набор положительных качеств ге­ роя. Чуткость его констатируется сл еду ­ ющей сценой: печник, работающий в с у ­ шилке, просит у председателя корову с фермы («правление согласно, одно дело за тобой»), и Черкашин разрешает («А если за мной, так и говорить нече­ го. Выбирай завтра любую корову с фермы»), подкрепляя свое разрешение следующим разъяснением: «У Игнатюка золотые руки». В другой сцене (в избе- читальне) автор информирует нас о том, что Черкашин любит книги, знания. Вот пример авторской информации: «До вечера мы побывали с Черкашиным на пасеке, на картофельных полях, на молочной ферме, в конюшне. Всюду у него находилось дело. В езд е он успевал заметить что-нибудь, посоветовать или помочь. Председателю , кажется, нрави­ лось показывать хозяйство, тем более, что попался человек, который все охот­ но разглядывал. Черкашин с жаром за ­ говорил о разработке торфа на болоте, о постройке шоссейной дороги, о камен­ ной конюшне». Черта характера героя указана (энергичное, активное отноше­ ние к жизни и работе), но не раскрытая художественно, в конкретных обстоя­ тельствах и не окрашенная тем особен­ ным, что составляет своеобразие индиви­ дуального человеческого характера, она становится для нас очередным ярлыч­ ком, прикрепленным автором к герою. Даже рассказывая о событиях, став­ ших поворотными, определяющими в жизни героев, автор опять-таки скорого­ воркой информирует читателя о переме­ нах , происшедших с героем. Таким с о ­ бытием для героя повести «Санька Тал-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2