Сибирские огни, 1956, № 6

ехав в село , почти не зная колхозной жизни , с р а з у замечают все недостат­ ки и находят пути к их устранению. Да, новый глаз острее видит ошибки в руко­ водстве. Но одно дело увидеть недостат­ ки, другое — исправить их. И когда Н. Воскресенский пытается убедить чи­ тателя, что в плохом состоянии колхоз­ ных дел виноват т о л ь к о Караев и что достаточно было т о л ь к о энергичного вмешательства Любы Снеженковой (и только ее, потому что другие герои: До­ ронихин, Полина, Васнецов — не дей­ ствуют, а лишь рассуждают), как дела в колхозе пошли в сторону улучшения. Не слишком ли легко показывает автор эту борьбу , которая велась и ведется в де­ ревне за крутой подъем сельского хо­ зяйства? Не упрощает ли он жизнь? Да, легко. Да, упрощает. Бледной тенью проходит по страни­ цам книги секретарь колхозной партор­ ганизации Доронихин. При первом же знакомстве с ним возникает насторожен­ ность: где-то мы этого парторга уж е встречали. Да, такие парторги встреча­ ются в десятках книг, но только в жиз­ ни их не увидишь. Чего стоит хотя бы ого портрет? «Небольшая светлая бород­ ка подчеркивала смуглость доронихин- ского лица. Какие только ветры не хле­ стали по этому лицу и где только не опаляло его солнце. Много повидал и пе­ режил Доронихин за свои сорок лет, не­ легко складывалась его жизнь, но ни во взгляде его, ни в улыбке не было и те­ ни усталости». Это — слова. Но чита­ тель так и не видит, к а к и е ветры хле­ стали по его лицу, не знает, ч т о он пе­ режил , не чувствует, к а к складывалась его жизнь. И в повести он живет лишь для того, чтобы одобрять и поддержи­ вать правильные поступки Снеженко­ вой, сам ж е парторг не действует, он рассуждает . Но и разговоры его не отли­ чаются своеобразием или новизной. Не­ доумение вызывает и тот факт, что До­ ронихин только руководит колхозной парторганизацией, а сам нигде не рабо­ тает. Освобожденный секретарь? Нет, в повести об этом не говорится. А если так, то нельзя ж е отрывать партийною работу Доронихина от его основного труда в колхозе. Не до конца продуман писателем и об­ раз Васнецова. Трудно поверить, что до приезда Васнецова в район никто из рай- комовских работников не замечал недо­ статков Караева-председателя. Н еужели все были настолько близоруки, что пона­ добилась «новая метла», чтобы навести порядок в колхозном дому? Н. Воскресенский допустил ошибку, выбрав из всего богатства красок нашей жизни лишь два цвета: белый и черный. Никаких полутонов! Только контрасты. Вот примеры. Полине нравится Митя Лопахин. Он несвоевременно подвез зер ­ но к сеялкам. На комсомольском собра­ нии Полина предлагает исключить его из комсомола. Вы думаете, что это ее убеждение? Нет, но «теперь подруги не могли бы заподозрить ее в излишней мягкости к парню». Вот автор рисует бухгалтера Крячкова, который лодырей терпеть не мог. «Когда в контору прихо­ дил кто-нибудь не выработавший и полу­ сотни трудодней, Мартын Кондратьевич на его приветствие не отвечал». Итак, весь белый цвет израсходован на поло­ жительных героев. Людей ж е , примыкающих к Караеву, писатель показывает упрощенно, умыш­ ленно оглупляет их. Снеженковой, по су ­ ществу, не с кем бороться, ибо ее про­ тивники — это люди слабые, все пороки их на виду. И для их характеристики пи­ сатель не пожалел черного цвета. Стремясь индивидуализировать речь своих героев, автор во многих местах сбивается с нужного тона. Вот речь мо­ лодой доярки Дуняши: «Мы хорошо по­ нимаем, что партия ничего для колхозов не жалеет — крепните и богатейте! Так вот именно день ото дня все делается, чтобы колхозникам жить было еще луч­ ше». Вот разговор мальчика-подпаска: «И у меня такая старая думка, чтобы матери полегче было. Нас пятеро, а она — одна». Не странно ли, что до­ ярка заговорила словами плохого до ­ кладчика, а в уста подростка писатель вкладывает слова семидесятилетнего деда? Язык повести засорен ненужными сл о ­ вами, слабыми сравнениями, а порой и просто неграмотными оборотами. «Чист и прозрачен был этот весен ­ ний шум мутной веселой воды». Про­ зрачный шум? «Разговор и завязался . Почти все, что девушки рассказывали, Константин Иванович знал и раньше. Но теперь ока­ зывалось, что и плохой кормозапарник ка ферме, и полуразрушенный колодец на выпасах, и тощие травы, по словам одной из доярок, «оборачивались» и для сердца тяжелыми переживаниями». Это сплошное «заикание» затрудняет чте­ ние. «...теперь еще и ты из-за н е е на м е н я набрасываешься». Была ли не­ обходимость ставить рядом три место­ имения? «Снеженкова подумала, что б у д у ­ щ е й осенью все б у д е т совсем иначе». У Н. Воскресенского был хороший за ­ мысел: показать борьбу передовых лю­ дей колхоза с отсталыми, рассказать о тех изменениях, которые происходят сейчас в деревне, через трудности при­ вести своих героев к победе. Но от за ­ мысла до его осуществления «дистанция огромного размера» . Повесть же «Н е­ обычные дни» говорит о том, что Н. Во­ скресенский эту дистанцию не преодо­ лел. 12. «Сибирские огни» № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2