Сибирские огни, 1956, № 6
ехав в село , почти не зная колхозной жизни , с р а з у замечают все недостат ки и находят пути к их устранению. Да, новый глаз острее видит ошибки в руко водстве. Но одно дело увидеть недостат ки, другое — исправить их. И когда Н. Воскресенский пытается убедить чи тателя, что в плохом состоянии колхоз ных дел виноват т о л ь к о Караев и что достаточно было т о л ь к о энергичного вмешательства Любы Снеженковой (и только ее, потому что другие герои: До ронихин, Полина, Васнецов — не дей ствуют, а лишь рассуждают), как дела в колхозе пошли в сторону улучшения. Не слишком ли легко показывает автор эту борьбу , которая велась и ведется в де ревне за крутой подъем сельского хо зяйства? Не упрощает ли он жизнь? Да, легко. Да, упрощает. Бледной тенью проходит по страни цам книги секретарь колхозной партор ганизации Доронихин. При первом же знакомстве с ним возникает насторожен ность: где-то мы этого парторга уж е встречали. Да, такие парторги встреча ются в десятках книг, но только в жиз ни их не увидишь. Чего стоит хотя бы ого портрет? «Небольшая светлая бород ка подчеркивала смуглость доронихин- ского лица. Какие только ветры не хле стали по этому лицу и где только не опаляло его солнце. Много повидал и пе режил Доронихин за свои сорок лет, не легко складывалась его жизнь, но ни во взгляде его, ни в улыбке не было и те ни усталости». Это — слова. Но чита тель так и не видит, к а к и е ветры хле стали по его лицу, не знает, ч т о он пе режил , не чувствует, к а к складывалась его жизнь. И в повести он живет лишь для того, чтобы одобрять и поддержи вать правильные поступки Снеженко вой, сам ж е парторг не действует, он рассуждает . Но и разговоры его не отли чаются своеобразием или новизной. Не доумение вызывает и тот факт, что До ронихин только руководит колхозной парторганизацией, а сам нигде не рабо тает. Освобожденный секретарь? Нет, в повести об этом не говорится. А если так, то нельзя ж е отрывать партийною работу Доронихина от его основного труда в колхозе. Не до конца продуман писателем и об раз Васнецова. Трудно поверить, что до приезда Васнецова в район никто из рай- комовских работников не замечал недо статков Караева-председателя. Н еужели все были настолько близоруки, что пона добилась «новая метла», чтобы навести порядок в колхозном дому? Н. Воскресенский допустил ошибку, выбрав из всего богатства красок нашей жизни лишь два цвета: белый и черный. Никаких полутонов! Только контрасты. Вот примеры. Полине нравится Митя Лопахин. Он несвоевременно подвез зер но к сеялкам. На комсомольском собра нии Полина предлагает исключить его из комсомола. Вы думаете, что это ее убеждение? Нет, но «теперь подруги не могли бы заподозрить ее в излишней мягкости к парню». Вот автор рисует бухгалтера Крячкова, который лодырей терпеть не мог. «Когда в контору прихо дил кто-нибудь не выработавший и полу сотни трудодней, Мартын Кондратьевич на его приветствие не отвечал». Итак, весь белый цвет израсходован на поло жительных героев. Людей ж е , примыкающих к Караеву, писатель показывает упрощенно, умыш ленно оглупляет их. Снеженковой, по су ществу, не с кем бороться, ибо ее про тивники — это люди слабые, все пороки их на виду. И для их характеристики пи сатель не пожалел черного цвета. Стремясь индивидуализировать речь своих героев, автор во многих местах сбивается с нужного тона. Вот речь мо лодой доярки Дуняши: «Мы хорошо по нимаем, что партия ничего для колхозов не жалеет — крепните и богатейте! Так вот именно день ото дня все делается, чтобы колхозникам жить было еще луч ше». Вот разговор мальчика-подпаска: «И у меня такая старая думка, чтобы матери полегче было. Нас пятеро, а она — одна». Не странно ли, что до ярка заговорила словами плохого до кладчика, а в уста подростка писатель вкладывает слова семидесятилетнего деда? Язык повести засорен ненужными сл о вами, слабыми сравнениями, а порой и просто неграмотными оборотами. «Чист и прозрачен был этот весен ний шум мутной веселой воды». Про зрачный шум? «Разговор и завязался . Почти все, что девушки рассказывали, Константин Иванович знал и раньше. Но теперь ока зывалось, что и плохой кормозапарник ка ферме, и полуразрушенный колодец на выпасах, и тощие травы, по словам одной из доярок, «оборачивались» и для сердца тяжелыми переживаниями». Это сплошное «заикание» затрудняет чте ние. «...теперь еще и ты из-за н е е на м е н я набрасываешься». Была ли не обходимость ставить рядом три место имения? «Снеженкова подумала, что б у д у щ е й осенью все б у д е т совсем иначе». У Н. Воскресенского был хороший за мысел: показать борьбу передовых лю дей колхоза с отсталыми, рассказать о тех изменениях, которые происходят сейчас в деревне, через трудности при вести своих героев к победе. Но от за мысла до его осуществления «дистанция огромного размера» . Повесть же «Н е обычные дни» говорит о том, что Н. Во скресенский эту дистанцию не преодо лел. 12. «Сибирские огни» № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2