Сибирские огни, 1956, № 6
документы о самосожжении работных людей — « 1 7 2 заводских мужчин со своими женами и детьми» в знак проте ста против жестокой эксплуатации гор нозаводчиками. Самосожжение — одна из страшных форм борьбы русских лю дей за облегчение своей доли. В книге показывается трагическая судьба человека из народа, солдатского сына Ивана Ползунова — изобретателя первой паровой машины, рисуется тяже лая обстановка жизни и деятельности этого выдающегося человека в среде иноземцев-специалистов, враждебно от носившихся к делам Ползунова. Рассказывая подробно о техническом уровне горнозаводского производства в царской вотчине, Вл. Филов борьбу пе редовых людей, таких, как Ползунов, за облегчение условий труда вливает в рус ло общей борьбы за их независимость и свободу. Автор вводит читателя в гущу событий, происходивших на Алтае, не отрывает, а связывает их с общественно- политической жизнью всей России сере дины и конца XVIII столетия. И биографический материал о Ползу- нове органически вплетается в канву со держания всей книги, рассказывающей о пугачевцах на Алтае. Секретный колодник Иван Скоркин был привезен в Змеиногорскую кре пость, куда вскоре прибывают и другие пугачевцы — верные люди, отлично вы полнявшие боевые задания своего вожа ка. Сосланные пугачевцы, вникнув в тя ж елую обстановку работных людей и приписных крестьян, устраивают за говор, совершают бегство, чтобы во гла ве нового восстания объединить на Ал тае вокруг себя всех недовольных царе выми порядками. Заговор раскрывается, беглецов ло вят — повторная попытка бунтарей сбро сить с себя крепостнические цепи тер пит неудачу . Но силы сопротивляющего ся народа не сломлены, в нем по-преж нему бродит вольнолюбивый дух , и это хорошо передает автор в приводимых песнях, сказаниях, былинах. Вл. Филов хорошо использует весь этот фольклор ный материал. Он помогает автору ярче подчеркнуть основную мысль, что рус ские люди на Алтае — потомки славных пугачевцев вынашивают в сердцах не угасимую идею своего освобождения от помещичье-царского гнета и произвола. Все это определяет ценность книги «Пугачевцы на Алтае» , оправдывает большой труд Вл. Филова, проделанный им по собиранию и разысканию архив ных источников и других материалов, впервые публикуемых в книге. Книга читается с интересом, познава тельное ее значение бесспорно, но у чи тателя остается частичное неудовлетво рение этим произведением. Законно воз никает вопрос о форме книги. Что это — историческая повесть, в которой исполь зован строго документальный материал, или беллетризованный историко-науч ный очерк? Если это повесть, то Вл. Филову явно не хватает главного — художественно сти, а если научный очерк, то в нем до пущено слишком много беллетризиро- ванных вольностей, которые мешают та кого рода историческим исследованиям, хотя в книге Вл. Филова, сопровожден ной обстоятельным примечанием, дан, казалось бы, вполне научный аппарат. И это двойственное впечатление, остав ляемое книгой после чтения, должно за ставить автора задуматься над тем, что бы придать своему произведению боль шую стройность и целенаправленность, при дальнейшем его переиздании. В некоторых случаях Вл. Филов лег ко обращается с бесспорными историче скими фактами, дает им ошибочное осве щение и, тем самым, вводит широкий круг читателей в заблуждение. Видного русского естествоиспытателя и путешественника, академика Эрика Лаксмана, дружившего с Иваном Ползу- новым, автор в одном случае называет «представителем зарубежного ученого^ мира», а в другом причисляет к «знаме нитым немецким ученым». Между тем' хорошо известно, что’ Эрик Лаксман родился в городе Нейш- лоте (Финляндия), переселился в Рос сию в 1762 году и свое путешествие по Сибири совершал уж е в интересах рус ской науки. Его письмо к профессору Бекману, в котором Лаксман высоко от зывался о механике Иване Ползунове (позднее изданное отдельной книгой в: Германии), должно быть, и послужило к ошибочному утверждению автора, что Э. Лаксман является немецким ученым. Есть и другие досадные небрежности, как, например, на одной и той же 17-й странице в пересказе монаха-летописца в трех случаях написание одного города дается по-разному: Новегород, Новгород и Новугород. Какое же из них соответ ствует правильному источнику, взятому из первой новгородской летописи? Эти и другие досадные неточности и ошибки не могут снижать познавательно го значения книги. Новые сведения о пу гачевцах на Алтае, рассказанные Вл. Фи- ловым на основе найденных им архив ных документов, являются ценным вкла дом в нашу историческую науку. Алтайское книжное издательство вы пустило не одну интересную книгу, по священную богатому прошлому своего края, рассказам об его замечательных людях. Книга Вл. Филова «Пугачевцы на Алтае» еще раз убеждает , какими огромными возможностями располагают местные издательства, если они публи куют произведения на краеведческие темы, имеющие всесоюзное звучание, пополняющие нашу, отечественную исто рию новыми страницами о героическом прошлом русского народа. А. Шмаков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2