Сибирские огни, 1956, № 6

ми он отправляется в колхоз на уборку урожая. И вот в новых условиях, в тру­ де , в общении с людьми труда, с хоро­ шими, славными сверстниками начинает­ ся медленный процесс душевного выздо­ ровления Павла. Он изображается прав­ диво и убедительно. Лишь кое в чем ав­ тору изменяет чувство соразмерности и сообразности. Проскальзывает предвзя­ тость обстоятельств — уж слишком вни­ мательны к Павлику товарищи — Ваня Зайцев и другие, хотя они ничего не знают о пережитой драме «новенького». Следует сказать, что некоторые второ­ степенные образы менее удались автору,, и в этом главный недостаток повести. Тышка на два года старше Павлика. В разговорах с более юным другом у не­ го — вероятно, в подражание или в уго­ ду взрослым — появляется несколько наигранная назидательность: «И вообще ты, Павка, ведешь себя в школе неза­ видно, матери твоей, наверное, стыдно на родительские собрания ходить... Хоть бы ты исправился, что ли». Можно со­ гласиться и с тем, что Тышка в своей ре­ чи претендует на афористичность, пусть с чужого голоса. «Когда действуешь не от сердца, трудно рассчитывать на успех» , — или щеголяет такими фраза­ ми: «Слушай, Павлик, тебе надо ликви­ дировать этот конфликт». Но сделать 'об­ общение в психологической характери­ стике Павла: «Недоверие, а отсюда и не­ уважение, нелюбовь, грубость» Тышке явно помог автор. А вот судья — умная, сердечная ,' гу ­ манная женщина. Такой она и показала себя на следствии и на суде. Понятна ее забота о будущем Огнева. Она поиезжа- ет в колхоз, где работает Павел. Ее дочь бросается к ней. « — Да ты заходи, посмотри, как мы устроились. — Нет, доченька, не зайду. Странно. Мать всегда интересуется каждой мелочью, а сейчас она не хочет зайти в комнату». Оказывается, мать приехала только для того, чтобы сказать дочери: необхо­ димо помочь Павлу забыть прошлое, по­ мочь ему найти свое место в жизни. А •почему бы ей не проявить и свое обыч­ ное внимание к дочери. Ее человеческие качества стали бы от этого только пол­ нее. ярче, достовернее. Налет искусственности и преднаме­ ренности, разъяснительность и упрощен­ ность психологической характеристики чувствуются и в других образах — пред­ седателя колхоза Василия Ильича, дяди Феди «большого», и дяди Феди «малень­ кого» и др. Это коснулось и образа Пав­ ла. В се уж е понятно, а писательница все- таки разъясняет: «Имеешь ли право ты, Павел, на радости и дружбу? Еще не од ­ нажды столкнешься ты с такими же людьми, как председатель, на примере своей жизни покажут они, что не одинок человек, что есть истинные настоящие друзья ... Ушел отец ... Четыре года стра­ дал ты из-за этого. Стал хуж е учиться, плохо вел себя в шкОле. Не верил старшим. Разве хотел ты лишить жизни дорогого тебе товарища, свое­ го лучшего друга? Выстрел на остро­ ве был случайным. Так пусть ж е в серд ­ це твоем останется только вечная скорбь и боль за смерть друга, вечная память о нем. Но вину надо снять с себя . Снять немедленно, пока не поздно». Этот внутренний монолог вытекает не из образа , а из педагогических задач ав­ тора. В повести немало пейзажей , оттеняю­ щих настроение героя или созвучных ему , много живописных правдивых зари­ совок: сборы школьников в колхоз, не­ легкий труд на полях, так благотворно действующий на молодой организм, вы­ пуск полевого листка, самодеятельность в клубе. Они проникнуты лиризмом, лю­ бовью к природе, к людям, язык их прост и доходчив. Лишь иногда это впе­ чатление нарушается фразами шаблон­ ными или попросту неудачными, напри­ мер: «Трудно, очень трудно в шестна­ дцать лет один за другим перенести два таких удара» , «Маленький остров, уж е свежебархатный от вылезшей травы», «Они уходят неслышно по одному по приказу командира» и т. д. Некоторые портретные детали: «выразительные бар­ хатные брови», «мужчина ... с вырази­ тельным лицом» бледны , невырази­ тельны. В целом ж е А . Кузнецова выполнила свою задачу: юный читатель ее повести «Жизнь зовет» , взволнованный судьбою Павла, серьезно задумается над вопроса­ ми большого нравственного значения. Ф. Яновская. СЧАСТЛИВОГО ПУТИ! Очень просто, б е з всяких вычурно­ стей и прикрас, рассказано автором дет­ ской книжки «Красноклювик и Бело- грудка»'! А. Смекалиным о том, как два птенца не послушались своей мамы Ка­ зарки. Нехитрая история их приключе­ ний — следствие непослушания — ум е­ щается всего на семи книжных листках, но даж е взрослый читатель то ощущает тревогу за маленьких неслухов , то ра­ дуется вместе с ними встрече с мамой Казаркой, то с мгновенной и щемящей печалью следит за стаей птиц, улетаю ­ щих « а юг... Как ж е достигает автор того, что его небольшая книжка, рассчитанная на ма­ лышей, волнует и взрослых? Нет в ней ни богатых картин природы, ни тщательных описаний психологиче­ • А. С м е к а л и н. К р а с н о к л ю р и к и Б е л о г р у д ц а . К расноярск , кн. изд., 1956, 16 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2