Сибирские огни, 1956, № 6
ми он отправляется в колхоз на уборку урожая. И вот в новых условиях, в тру де , в общении с людьми труда, с хоро шими, славными сверстниками начинает ся медленный процесс душевного выздо ровления Павла. Он изображается прав диво и убедительно. Лишь кое в чем ав тору изменяет чувство соразмерности и сообразности. Проскальзывает предвзя тость обстоятельств — уж слишком вни мательны к Павлику товарищи — Ваня Зайцев и другие, хотя они ничего не знают о пережитой драме «новенького». Следует сказать, что некоторые второ степенные образы менее удались автору,, и в этом главный недостаток повести. Тышка на два года старше Павлика. В разговорах с более юным другом у не го — вероятно, в подражание или в уго ду взрослым — появляется несколько наигранная назидательность: «И вообще ты, Павка, ведешь себя в школе неза видно, матери твоей, наверное, стыдно на родительские собрания ходить... Хоть бы ты исправился, что ли». Можно со гласиться и с тем, что Тышка в своей ре чи претендует на афористичность, пусть с чужого голоса. «Когда действуешь не от сердца, трудно рассчитывать на успех» , — или щеголяет такими фраза ми: «Слушай, Павлик, тебе надо ликви дировать этот конфликт». Но сделать 'об общение в психологической характери стике Павла: «Недоверие, а отсюда и не уважение, нелюбовь, грубость» Тышке явно помог автор. А вот судья — умная, сердечная ,' гу манная женщина. Такой она и показала себя на следствии и на суде. Понятна ее забота о будущем Огнева. Она поиезжа- ет в колхоз, где работает Павел. Ее дочь бросается к ней. « — Да ты заходи, посмотри, как мы устроились. — Нет, доченька, не зайду. Странно. Мать всегда интересуется каждой мелочью, а сейчас она не хочет зайти в комнату». Оказывается, мать приехала только для того, чтобы сказать дочери: необхо димо помочь Павлу забыть прошлое, по мочь ему найти свое место в жизни. А •почему бы ей не проявить и свое обыч ное внимание к дочери. Ее человеческие качества стали бы от этого только пол нее. ярче, достовернее. Налет искусственности и преднаме ренности, разъяснительность и упрощен ность психологической характеристики чувствуются и в других образах — пред седателя колхоза Василия Ильича, дяди Феди «большого», и дяди Феди «малень кого» и др. Это коснулось и образа Пав ла. В се уж е понятно, а писательница все- таки разъясняет: «Имеешь ли право ты, Павел, на радости и дружбу? Еще не од нажды столкнешься ты с такими же людьми, как председатель, на примере своей жизни покажут они, что не одинок человек, что есть истинные настоящие друзья ... Ушел отец ... Четыре года стра дал ты из-за этого. Стал хуж е учиться, плохо вел себя в шкОле. Не верил старшим. Разве хотел ты лишить жизни дорогого тебе товарища, свое го лучшего друга? Выстрел на остро ве был случайным. Так пусть ж е в серд це твоем останется только вечная скорбь и боль за смерть друга, вечная память о нем. Но вину надо снять с себя . Снять немедленно, пока не поздно». Этот внутренний монолог вытекает не из образа , а из педагогических задач ав тора. В повести немало пейзажей , оттеняю щих настроение героя или созвучных ему , много живописных правдивых зари совок: сборы школьников в колхоз, не легкий труд на полях, так благотворно действующий на молодой организм, вы пуск полевого листка, самодеятельность в клубе. Они проникнуты лиризмом, лю бовью к природе, к людям, язык их прост и доходчив. Лишь иногда это впе чатление нарушается фразами шаблон ными или попросту неудачными, напри мер: «Трудно, очень трудно в шестна дцать лет один за другим перенести два таких удара» , «Маленький остров, уж е свежебархатный от вылезшей травы», «Они уходят неслышно по одному по приказу командира» и т. д. Некоторые портретные детали: «выразительные бар хатные брови», «мужчина ... с вырази тельным лицом» бледны , невырази тельны. В целом ж е А . Кузнецова выполнила свою задачу: юный читатель ее повести «Жизнь зовет» , взволнованный судьбою Павла, серьезно задумается над вопроса ми большого нравственного значения. Ф. Яновская. СЧАСТЛИВОГО ПУТИ! Очень просто, б е з всяких вычурно стей и прикрас, рассказано автором дет ской книжки «Красноклювик и Бело- грудка»'! А. Смекалиным о том, как два птенца не послушались своей мамы Ка зарки. Нехитрая история их приключе ний — следствие непослушания — ум е щается всего на семи книжных листках, но даж е взрослый читатель то ощущает тревогу за маленьких неслухов , то ра дуется вместе с ними встрече с мамой Казаркой, то с мгновенной и щемящей печалью следит за стаей птиц, улетаю щих « а юг... Как ж е достигает автор того, что его небольшая книжка, рассчитанная на ма лышей, волнует и взрослых? Нет в ней ни богатых картин природы, ни тщательных описаний психологиче • А. С м е к а л и н. К р а с н о к л ю р и к и Б е л о г р у д ц а . К расноярск , кн. изд., 1956, 16 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2