Сибирские огни, 1956, № 6

К «Терентию Безлобову» примыкает рассказ «На чистую воду». В нем очень удался автору образ Куцепалихи, «ста­ рого члена месткома». Десятки точно найденных деталей —■начиная от тарака­ на, которого Куцепалиха осторожно под­ гоняет к дверям единственной в доме жилички, не имеющей счастья быть чле­ ном куцепаловского семейства, и кончая домашней стенгазетой с передовой стать­ ей «Не наши люди», где патетически разоблачаются дочери Куцепалихи, от­ казывающиеся мыть пол в коридоре, — все эти десятки деталей полно воссозда­ ют образ столь же смешной, сколько и отвратительный. У В. Полторанина не­ сомненное дарование сатирика. Но при всех достоинствах книги есть в ней один серьезный авторский просчет. И просчет этот характерен, пожалуй, не только для одного В. Полторанина. Не надо думать, что так уж легко и быстро удастся ликвидировать тот ущ ерб , что был нанесен нашей литерату­ ре бесконфликтностью, лакировкой, об­ легченным изображением жизни. Книга В. Полторанина — небольшой, но ха­ рактерный пример этого. Нельзя сомневаться, что сознательно молодой прозаик стремится бороться с лакировкой. Но на практике у него вы­ шло иначе. Он вывел живых и убеди­ тельно нарисованных представителей и положительного начала и общественного зла. Но столкнуть их в настоящей, не­ примиримой борьбе, как это бывает в жизни, он побоялся. «Сшибки», о кото­ рых говорил Белинский, в его рассказах нет. Положительные и отрицательные герои у Полторакина не борются, а про­ тивопоставляются автором друг другу. А если уж сюжет рассказа заставляет их столкнуться, то это столкновение ограничивается тем, что положительные герои, узнав, кто перед ними, брезгливо отступают в сторону. В рассказе «У подъезда» инженер Дашков безмолвно отступает от Лидочки Берестянниковой, хотя горячо любит ее и знает, что его соперник Рубин — отъ ­ явленный прохвост. Во «Встрече» Анд­ рей Лыков сразу ж е отказывается от свидания со спасенной им когда-то Аней Гореловой, даже не возмущается по-че­ ловечески, когда Домрачев намекает ему, что это свидание Лыков хотел устроить из корыстных целей. Сажин и не пытает­ ся бороться с Заболотными за сердце Вадьки... Если бы с мирком пошлости, мещан­ ства, эгоизма можно было бороться толь­ ко одним презрением, брезгливой . усмеш­ кой! Но ведь Терентий Безлобов просто1 не заметит самого испепеляющего пре­ зрения... И вот жизнь, лишенная борьбы, в рас­ сказах В. Полторакина порой — вероят­ но, к немалому удивлению автора — то­ же-начинает казаться покрытой лаком. Не думается, чтобы такое обеднение жизни было органически присуще твор­ ческой манере молодого прозаика. Это следы умершей уж е теории и умираю­ щей практики бесконфликтности, следы, которые стирает сама жизнь. Хочется ве­ рить, что в будущих работах В. Полтора­ кина их уж е не будет. П. Косенко. ПОВЕСТЬ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА В журнале «Юность» № 6 за 1956 год опубликована повесть Агнии Кузнецовой «Жизнь зовет». В небольшом обращении к читателям, предпосланном повести, автор сообщает: «Все рассказанное на страницах этой повести — правда». И как бы в подтверждение этому обстоя­ тельно, точно излагаются все события. Повесть читается с живым интересом, ома' волнует и увлекает своим не совсем обычным содержанием, своей эмоцио­ нальной силой, постановкой важных для воспитания нашей молодежи проблем. В центре ее — судьба юноши Павла Ог­ нева. На фоне трагических событий жиз­ ни героя раскрывается его внутренний мир, взволнованно и проникновенно изо­ бражается его тяжелое состояние, апа­ тия, отчаяние, скорбь. Тем искреннее и ярче звучит в конце концов победная ра­ дость жизни, любовь к труду, воля к преодолению всех невзгод. В этой жиз­ неутверждающей силе — воспитательное значение произведения Агнии Кузне­ цовой. Детство Павлика было светлым и без­ мятежным, но оно рано кончилось: ушел из семьи отец. Место горячей любви к не­ му заняла горькая, ноющая пустота. В е­ ру в людей подорвал самый близкий и, казалось, самый надежный из них. Душевной близости с матерью не было, школьные товарищи и друзья, несмотря на чуткость и такт, еще не пользовались его расположением и доверием. Только Тышка, закадычный друг Павлика, доб­ рый и отзывчивый, скрашивал его без­ радостные дни. Но вот произошло непо­ правимое, страшное несчастье: неосто­ рожное движение Павлика, случайный выстрел из ружья — и Тышка убит. Впе­ чатлительный юноша приходит в смяте­ ние. Начинается продолжительная ду­ шевная пытка. Мать убитого друга не хочет его видеть. Соседи показывают на него пальцами, какая-то старушка назва­ ла его «нехристем», «убийцей». Но са­ мое тяжкое — сознание собственной ви­ ны. Павлик сторонится людей, прячется от солнца, он не может найти себе места. Становится больно и страшно за даль­ нейшую судьбу человека, виноватого без вины, и гуманный приговор суда — три года лишения свободы условно — вос­ принимается с удовлетворением. Павлика перевели в другую школу. Осенью с новыми школьными товарища­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2