Сибирские огни, 1956, № 6
К пиж п ere - — - - Q -•■- ЖИЗНЬ, ЛИШЕННАЯ ЬОРЬЬЫ Вряд ли знакомство с небольшим сборником рассказов В. Полторанина «С емья»1 пройдет для читателя бессл ед но. Эта книга заставляет читателя думать думать о достоинствах и не достатках творческой манеры В. Полто ранина, в которой по-своему отразились сложные процессы, происходящие в на шей литературе, а в конечном итоге — думать о самой жизни. Это уж е не мало. В сборнике есть рассказ «У подъез да» , который, пожалуй, можно опреде лить, как программный для В. Полтора нина. В нем повествуется о молодом пи сателе Андрее Калягине, которому ре дакция газеты дала задание написать рассказ на злободневную тему — о спе циалистах, едущих на работу в дерев ню: «Пусть это будет даже слабый рас сказ, но тема... тема искупит». Калягину дали фотографии и заявления инжене ров, изъявивших желание поехать в МТС, и молчаливо как бы предложили: оставайтесь у подъезда темы, любуйтесь ее красивым фасадом — и больше ниче го не надо, это нас устроит. Но совесть не позволила Калягину остаться у подъезда. Он пошел в кварти ры, встретился с живыми людьми, уви дел, как непохожи они порой на свои фо тографии в газете и как иногда нелегки их судьбы. В редакции рассказ не понравился. Калягину сказали: «Пусть она (героиня рассказа. — П. К.) не будет замужем и У’едет в деревню. Это нетрудно испра вить. К понедельнику сделаете?» Но это уж е не страшно. Это скорее смешно. Если писатель по-настоящему, по-пар тийному честен, он никому не позволит заставить его подменить правду жизни внешне благополучной, но мертвой сх е мой. Резкое отрицание этой схемы , люби телей которой, к сожалению, остается еще немало — в основном среди людей, так сказать, административно прикосно венных к литеоатуре, — проходит через весь сборник В. Полторанина. Молодой писатель борется с лакировкой, с облег ченным изображением действительности. 1 В. П о л т о р а н и н . С е м ь я . Рассказы . Омск, кн. изд., 1956, 80 стр. Он слишком любит своих подлинных ге роев, чтобы искусственно «устраивать» их судьбу . Писатель верит, что они в этом не нуждаются, они достаточно крепки, чтобы своими силами пробиться к счастью. Вера в крепость, в душевную стой кость нашего человека составляет глав ную мысль по-настоящему поэтичного рассказа «Елена Сергеевна» — рассказа о том, как постепенно оттаивает, возвра щается к жизни немолодая женщина, чья душа, казалось, навеки была замо рожена страшными испытаниями войны. В сех положительных героев В. Полто ранина — и Елену Сергеевну, и безного го инвалида Лыкова («Встреча»), и мо лоденькую девушку Катю («Попутчики»), и замкнутого механика МТС Сажина — объединяет одна черта — нелюбовь к фразе . Впрочем, нелюбовь — это слиш ком мягко сказано. У Сажина, например, к красивой фразе какое-то органическое отвращение. Он не решается сказать своему пасынку Вадьке, которого ис кренне любит, двух теплых слов, пото му что может показаться, что он поку пает расположение мальчика такой де шевой ценой. И только, когда приходит несчастье, Сажин делом доказывает, на сколько глубока его любовь к сыну своей жены. Если положительным героям В. Пол торанина присуща нелюбовь к фразе , то для отрицательных фраза — это первей шее, наилучшее средство мимикрии, скрывающее их сущность, позволяющее им — хоть на первый взгляд — выгля деть «как все» . В. Полторакин по профессии — ху дожник-график, и фигуры отрицатель ных героев нарисованы в его рассказах с почти плакатной яркостью — с тем су щественным дополнением, что их внут ренний мир воспроизведен с глубиной, недоступной для плаката. О рассказе «Терентий Безлобов» — отличном и по замыслу и по исполнению — уж е писа лось в «Сибирских огнях». Хочется до бавить только, что для Терентия един ственное средство маскировки — это его неудержимое фоазерство . Правда, уро вень развития Терентия очень невысок, и все «правильные слова» в его устах приобретают невообразимо нелепый ха рактер, но ведь и этого окажется доста точно для сослуживцев Безлобова: ну да, он, конечно, недалек, но в целом — «наш парень».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2