Сибирские огни, 1956, № 6

К пиж п ere - — - - Q -•■- ЖИЗНЬ, ЛИШЕННАЯ ЬОРЬЬЫ Вряд ли знакомство с небольшим сборником рассказов В. Полторанина «С емья»1 пройдет для читателя бессл ед ­ но. Эта книга заставляет читателя думать думать о достоинствах и не­ достатках творческой манеры В. Полто­ ранина, в которой по-своему отразились сложные процессы, происходящие в на­ шей литературе, а в конечном итоге — думать о самой жизни. Это уж е не­ мало. В сборнике есть рассказ «У подъез­ да» , который, пожалуй, можно опреде­ лить, как программный для В. Полтора­ нина. В нем повествуется о молодом пи­ сателе Андрее Калягине, которому ре­ дакция газеты дала задание написать рассказ на злободневную тему — о спе­ циалистах, едущих на работу в дерев ­ ню: «Пусть это будет даже слабый рас­ сказ, но тема... тема искупит». Калягину дали фотографии и заявления инжене­ ров, изъявивших желание поехать в МТС, и молчаливо как бы предложили: оставайтесь у подъезда темы, любуйтесь ее красивым фасадом — и больше ниче­ го не надо, это нас устроит. Но совесть не позволила Калягину остаться у подъезда. Он пошел в кварти­ ры, встретился с живыми людьми, уви­ дел, как непохожи они порой на свои фо­ тографии в газете и как иногда нелегки их судьбы. В редакции рассказ не понравился. Калягину сказали: «Пусть она (героиня рассказа. — П. К.) не будет замужем и У’едет в деревню. Это нетрудно испра­ вить. К понедельнику сделаете?» Но это уж е не страшно. Это скорее смешно. Если писатель по-настоящему, по-пар­ тийному честен, он никому не позволит заставить его подменить правду жизни внешне благополучной, но мертвой сх е ­ мой. Резкое отрицание этой схемы , люби­ телей которой, к сожалению, остается еще немало — в основном среди людей, так сказать, административно прикосно­ венных к литеоатуре, — проходит через весь сборник В. Полторанина. Молодой писатель борется с лакировкой, с облег­ ченным изображением действительности. 1 В. П о л т о р а н и н . С е м ь я . Рассказы . Омск, кн. изд., 1956, 80 стр. Он слишком любит своих подлинных ге­ роев, чтобы искусственно «устраивать» их судьбу . Писатель верит, что они в этом не нуждаются, они достаточно крепки, чтобы своими силами пробиться к счастью. Вера в крепость, в душевную стой­ кость нашего человека составляет глав­ ную мысль по-настоящему поэтичного рассказа «Елена Сергеевна» — рассказа о том, как постепенно оттаивает, возвра­ щается к жизни немолодая женщина, чья душа, казалось, навеки была замо­ рожена страшными испытаниями войны. В сех положительных героев В. Полто­ ранина — и Елену Сергеевну, и безного­ го инвалида Лыкова («Встреча»), и мо­ лоденькую девушку Катю («Попутчики»), и замкнутого механика МТС Сажина — объединяет одна черта — нелюбовь к фразе . Впрочем, нелюбовь — это слиш­ ком мягко сказано. У Сажина, например, к красивой фразе какое-то органическое отвращение. Он не решается сказать своему пасынку Вадьке, которого ис­ кренне любит, двух теплых слов, пото­ му что может показаться, что он поку­ пает расположение мальчика такой де­ шевой ценой. И только, когда приходит несчастье, Сажин делом доказывает, на­ сколько глубока его любовь к сыну своей жены. Если положительным героям В. Пол­ торанина присуща нелюбовь к фразе , то для отрицательных фраза — это первей­ шее, наилучшее средство мимикрии, скрывающее их сущность, позволяющее им — хоть на первый взгляд — выгля­ деть «как все» . В. Полторакин по профессии — ху дожник-график, и фигуры отрицатель­ ных героев нарисованы в его рассказах с почти плакатной яркостью — с тем су­ щественным дополнением, что их внут­ ренний мир воспроизведен с глубиной, недоступной для плаката. О рассказе «Терентий Безлобов» — отличном и по замыслу и по исполнению — уж е писа­ лось в «Сибирских огнях». Хочется до­ бавить только, что для Терентия един­ ственное средство маскировки — это его неудержимое фоазерство . Правда, уро­ вень развития Терентия очень невысок, и все «правильные слова» в его устах приобретают невообразимо нелепый ха­ рактер, но ведь и этого окажется доста­ точно для сослуживцев Безлобова: ну да, он, конечно, недалек, но в целом — «наш парень».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2