Сибирские огни, 1956, № 6
огромным зеркалом, в котором на недо сягаемой глубине синеет опрокинутый купол неба» . И так далее . Буквально, что ни фраза, то штамп. И главное — внешне все в порядке, всё так и бывает, как здесь описано. Ну, а как убедить молодого автора, что он глубоко заблуждается , что на самом деле он н е в и д и т ничего из того, о чем пишет, острым глазом художника, а лишь повторяет сказанное до него. Как часто начинающие авторы занимаются выискиванием именно такого рода описа ний, создающих видимость живописной картины, вместо того, чтобы пригляды ваться к жизни и из нее черпать яркие краски и образы. Едва ли следует доказывать, что по добные описания не имеют к искусству, к подлинно художественному воспроиз ведению действительности, никакого от ношения. Но сколь опасна и вредна уверенность некоторых авторов в обратном особенно заметно там, где по этому способу набо ра шаблонных фраз пишутся злободнев ные стихи на политическую тему. «Великий год» — так назвал одно из последних стихотворений А . Косарь («Огни Кузбасса» № 9). в этом стихотво рении выражаются чувства и мысли поэ та, который пишет о семнадцатом годе: Какой с тобою, славный год, сравнится? Ты — лучш ая истории страница, Ты — нашего бессмертия частица. С тех пор, к ак нас Октябрь повел в бои. За нами следом к счастью мир стремится. В след за этими словами, неплохо вы ражающими основную мысль всего сти хотворения, поэт длинно и подробно из лагает все, что, по его представлению, характеризует нашу страну, как страну, ведущую за собой весь мир к счастью. «Мы отовсюду изгоняем горе, чтоб жизнь от бед избавить навсегда. Для ра дости мы раздвигаем горы, в дремучих дебрях строим города. И там, где рань ше, все дотла сжигая, носился черно крылый суховей , теперь невиданные зреют урожаи, отрада орошаемых сте пей». Строчка за строчкой нагроможда ются зарифмованные словесные штампы. В се это выглядит эффектно, звучно, «ло жится аккуратно» в стихи, но тоже не имеет к искусству никакого отношения! Почему ж е А . Косарь, умеющий писать иначе, так часто делает себе неправо мерную скидку, когда начинает разраба тывать злободневные темы? Неужели он полагает, что без художественного про никновения в изображаемое ему удастся взволновать читателя? Вообще, мне кажется, нам пора задать друг другу вопрос: помогает ли наша ли тература формированию горячих патрио тических чувств в народе путем увели чения количества стихотворных строчек, лишенных эмоциональной наполненно сти? Наоборот. Не вредят ли нам стихи без поэзии, невольно приучающие чита теля к равнодушной и бесстрастной ре акции на очень многое, в жизни поистине возвышенное и дорогое! Подлинная поэзия, способная увлечь, рождается под пером лишь того автора, который обладает способностью любое явление мира оценить и увидеть острым глазом художника. Чем острее этот глаз, чем глубже проникает художник в смысл фактов и чем быстрее открывает новое, еще неизведанное другими, тем значи тельнее по замыслу, глубже по идее и ярче по воплощению получае.тся худож е ственное произведение. Вот почему приобретение худож ест венного мастерства и совершенствова ние профессиональных навыков каждому автору необходимо начинать с развития своего художественного видения. Талант писателя, если он имеется хоть в какой- то дозе , требует непрерывной пищи. Та кой пищей служит ему смелость мышле ния и глубина раздумья над жизнью, когда идеи становятся не только убеж де нием, но и образом, когда художник каж дое явление мира, каждый факт жизни воспринимает свежо и самобытно. Поэтический подход к жизненному ма териалу, художническое видение мира, высокая идейность, окрашенная яркой индивидуальностью восприятия жизни ,— вот что при прочих равных условиях, определяющих успех работы писателя, служит единственным верным основани ем для создания произведений подлинно го искусства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2