Сибирские огни, 1956, № 6

огромным зеркалом, в котором на недо­ сягаемой глубине синеет опрокинутый купол неба» . И так далее . Буквально, что ни фраза, то штамп. И главное — внешне все в порядке, всё так и бывает, как здесь описано. Ну, а как убедить молодого автора, что он глубоко заблуждается , что на самом деле он н е в и д и т ничего из того, о чем пишет, острым глазом художника, а лишь повторяет сказанное до него. Как часто начинающие авторы занимаются выискиванием именно такого рода описа­ ний, создающих видимость живописной картины, вместо того, чтобы пригляды­ ваться к жизни и из нее черпать яркие краски и образы. Едва ли следует доказывать, что по­ добные описания не имеют к искусству, к подлинно художественному воспроиз­ ведению действительности, никакого от­ ношения. Но сколь опасна и вредна уверенность некоторых авторов в обратном особенно заметно там, где по этому способу набо­ ра шаблонных фраз пишутся злободнев­ ные стихи на политическую тему. «Великий год» — так назвал одно из последних стихотворений А . Косарь («Огни Кузбасса» № 9). в этом стихотво­ рении выражаются чувства и мысли поэ­ та, который пишет о семнадцатом годе: Какой с тобою, славный год, сравнится? Ты — лучш ая истории страница, Ты — нашего бессмертия частица. С тех пор, к ак нас Октябрь повел в бои. За нами следом к счастью мир стремится. В след за этими словами, неплохо вы­ ражающими основную мысль всего сти­ хотворения, поэт длинно и подробно из­ лагает все, что, по его представлению, характеризует нашу страну, как страну, ведущую за собой весь мир к счастью. «Мы отовсюду изгоняем горе, чтоб жизнь от бед избавить навсегда. Для ра­ дости мы раздвигаем горы, в дремучих дебрях строим города. И там, где рань­ ше, все дотла сжигая, носился черно­ крылый суховей , теперь невиданные зреют урожаи, отрада орошаемых сте­ пей». Строчка за строчкой нагроможда­ ются зарифмованные словесные штампы. В се это выглядит эффектно, звучно, «ло­ жится аккуратно» в стихи, но тоже не имеет к искусству никакого отношения! Почему ж е А . Косарь, умеющий писать иначе, так часто делает себе неправо­ мерную скидку, когда начинает разраба­ тывать злободневные темы? Неужели он полагает, что без художественного про­ никновения в изображаемое ему удастся взволновать читателя? Вообще, мне кажется, нам пора задать друг другу вопрос: помогает ли наша ли­ тература формированию горячих патрио­ тических чувств в народе путем увели­ чения количества стихотворных строчек, лишенных эмоциональной наполненно­ сти? Наоборот. Не вредят ли нам стихи без поэзии, невольно приучающие чита­ теля к равнодушной и бесстрастной ре­ акции на очень многое, в жизни поистине возвышенное и дорогое! Подлинная поэзия, способная увлечь, рождается под пером лишь того автора, который обладает способностью любое явление мира оценить и увидеть острым глазом художника. Чем острее этот глаз, чем глубже проникает художник в смысл фактов и чем быстрее открывает новое, еще неизведанное другими, тем значи­ тельнее по замыслу, глубже по идее и ярче по воплощению получае.тся худож е­ ственное произведение. Вот почему приобретение худож ест­ венного мастерства и совершенствова­ ние профессиональных навыков каждому автору необходимо начинать с развития своего художественного видения. Талант писателя, если он имеется хоть в какой- то дозе , требует непрерывной пищи. Та­ кой пищей служит ему смелость мышле­ ния и глубина раздумья над жизнью, когда идеи становятся не только убеж де ­ нием, но и образом, когда художник каж­ дое явление мира, каждый факт жизни воспринимает свежо и самобытно. Поэтический подход к жизненному ма­ териалу, художническое видение мира, высокая идейность, окрашенная яркой индивидуальностью восприятия жизни ,— вот что при прочих равных условиях, определяющих успех работы писателя, служит единственным верным основани­ ем для создания произведений подлинно­ го искусства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2