Сибирские огни, 1956, № 6
из повести заставляют говорить о них тслько отрицательно. Читать повесть В. Дубского чрезвычайно скучно. Обра зы героев бледные. Ситуации шаблон ные. Композиция рыхлая. Печатать это произведение было преждевременно. Ав тору не хватило ни опытности, ни уменья написать завершенное худож е ственное произведение. Должно быть, неуменьем автора совладать со своим материалом объясняется и то, что редак ция альманаха отважилась опубликовать повесть не целиком, а дала из нее лишь «главы». Отдельные сюжетные линии при этом оказались оборванными, кое- что повисло в воздухе. Но слабость 'этого произведения опре деляется не столько частными недостат ками, которые могут устранить автор ский опыт или рука хорошего редакто ра. Недостатки повести В. Дубского, на мой взгляд, кроются гораздо глубже и тоже определяются самим авторским подходом к изображаемым явлениям жизни. Дело в том, что все, о чем расска зывается в повести, давным-давно из вестно читателю. Борьба за передовой метод производства... Герой—самоотвер женный новатор, забывающий о быте и о жене ... Недовольная жена, готовая со вершить непоправимую ошибку, испы тывающая симпатию к другу мужа ... Друг мужа, оказавшийся фальшивым человеком... Еще один друг, с которым герой когда-то учился, шкурник, равно душный к судьбе новаторского предло жения и заботящийся только о личном благополучии... Старый кадровый шах тер, обнаруживший, что он отстал от жизни, больно переживший это и при знавший свою ошибку принятием нова торского предложения... Как все это знакомо, словно нарочно склеено по рецепту уж е отживших свою кратковременную жизнь так называемых «производственных» романов. Автор, на ходящийся в самой гуще живого произ водства, почему-то не нашел никаких свежих, оригинальных ситуаций и харак теров. Своих героев он почему-то изо бражает по стандартной мерке персона жей, уж е встречавшихся нами ранее. Раскрывая психологию героев, показы вая их внутренний мир, В. Дубский тоже скользит по поверхности и даже не пы тается проникнуть в глубину, а наобо рот, словно обходит все неизвестные, не изученные уголки психологии, довольст вуясь тем, что сделано до него. Другими словами, в подходе В. Дуб ского даже к такому огромному мате риалу, какой лег в основу его повести, наличествует определенная стандарт ность художественного мышления. Но попытка создать литературное произве дение только путем повторения задов не может не потерпеть крах, ибо отсутст вие настоящих раздумий о жизни лиша ет произведение новизны, а читателя ли шает открытия в мире чего-то нового, открытия, которое всегда сопутствует настоящему произведению искусства. Неизбежным спутником стандартности в искусстве являются скука,, серость и словесные штампы. В сборнике «Цветущая земля» (Кеме рово, 1955 ) много стихов, посвященных колхозной деревне. Но как однообразно пишут авторы о просторах полей, о дружных всходах и богатом урожае: Наталья Парыгина в «Песне комсо мольцев» сообщает: Поля мы пашем черные, И нам не ж аль труда: Лежит вокруг покорная Степная Кулунда. Работать славно с песнями. Взошли в полях хлеба. У Г. Молостнова в стихотворении «Мечта хлебороба» тоже читаем: Стеной встают Созревшие хлеба, И песнь девчат Уверенно и звонко Гремит в пшеничном Море разливном . С морем сравнивает всходы и Евграф Есипов в стихотворении «Всходы»: И вот ты снова на просторе. Лучи восхода... Влеск росы. А всходы — море, прямо море, Как хорошо у полосы! Наконец, в стихотворении Никифора Кубылинского «Урожайная осень» тоже «волнуются морем и рожь, и пшеница». И осень, «как маляр, красит просто ры (!)». И, конечно, зерно, «как река полноводная, льется со звоном», и пото ки обозов «неустанно спешат» по доро гам, и «машины снуют по полям, как шмели за работой». В заключение собра ние словесных штампов, выдаваемых за поэзию, завершается такой «мыслью»: Урож айная осень хозяйкой в селенья пришла. З апах меда и хлеба с собой принесла Когда нечего сказать самому автору, тогда обычно и «набегают» услужливо самые избитые сравнения и трафаретные образы. Это в равной мере 'Относится и к прозе. В девятом номере «Огни Кузбасса» помещено несколько рассказов. И сколь ко ж е в них словесных штампов! Вот хо тя бы рассказ П. Шмакова «В бурю». В нем передается драматический эпизод на реке, когда застигнутые в бурю на плоту чуть не погибают старик Егор и мальчик Кузьма. П. Шмаков довольно щедр на описания природы. Но описывает он ее так: «В необычайной тишине из-за леса поднимается солнце и, поиграв серебром росы на зеленеющих полях, заливает светом спокойную, ровную воду. Глад кая, точно отполированная, лежит она
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2