Сибирские огни, 1956, № 6

из повести заставляют говорить о них тслько отрицательно. Читать повесть В. Дубского чрезвычайно скучно. Обра­ зы героев бледные. Ситуации шаблон­ ные. Композиция рыхлая. Печатать это произведение было преждевременно. Ав­ тору не хватило ни опытности, ни уменья написать завершенное худож е ­ ственное произведение. Должно быть, неуменьем автора совладать со своим материалом объясняется и то, что редак­ ция альманаха отважилась опубликовать повесть не целиком, а дала из нее лишь «главы». Отдельные сюжетные линии при этом оказались оборванными, кое- что повисло в воздухе. Но слабость 'этого произведения опре­ деляется не столько частными недостат­ ками, которые могут устранить автор­ ский опыт или рука хорошего редакто­ ра. Недостатки повести В. Дубского, на мой взгляд, кроются гораздо глубже и тоже определяются самим авторским подходом к изображаемым явлениям жизни. Дело в том, что все, о чем расска­ зывается в повести, давным-давно из­ вестно читателю. Борьба за передовой метод производства... Герой—самоотвер­ женный новатор, забывающий о быте и о жене ... Недовольная жена, готовая со­ вершить непоправимую ошибку, испы­ тывающая симпатию к другу мужа ... Друг мужа, оказавшийся фальшивым человеком... Еще один друг, с которым герой когда-то учился, шкурник, равно­ душный к судьбе новаторского предло­ жения и заботящийся только о личном благополучии... Старый кадровый шах­ тер, обнаруживший, что он отстал от жизни, больно переживший это и при­ знавший свою ошибку принятием нова­ торского предложения... Как все это знакомо, словно нарочно склеено по рецепту уж е отживших свою кратковременную жизнь так называемых «производственных» романов. Автор, на­ ходящийся в самой гуще живого произ­ водства, почему-то не нашел никаких свежих, оригинальных ситуаций и харак­ теров. Своих героев он почему-то изо­ бражает по стандартной мерке персона­ жей, уж е встречавшихся нами ранее. Раскрывая психологию героев, показы­ вая их внутренний мир, В. Дубский тоже скользит по поверхности и даже не пы­ тается проникнуть в глубину, а наобо­ рот, словно обходит все неизвестные, не­ изученные уголки психологии, довольст­ вуясь тем, что сделано до него. Другими словами, в подходе В. Дуб ­ ского даже к такому огромному мате­ риалу, какой лег в основу его повести, наличествует определенная стандарт­ ность художественного мышления. Но попытка создать литературное произве­ дение только путем повторения задов не может не потерпеть крах, ибо отсутст­ вие настоящих раздумий о жизни лиша­ ет произведение новизны, а читателя ли­ шает открытия в мире чего-то нового, открытия, которое всегда сопутствует настоящему произведению искусства. Неизбежным спутником стандартности в искусстве являются скука,, серость и словесные штампы. В сборнике «Цветущая земля» (Кеме­ рово, 1955 ) много стихов, посвященных колхозной деревне. Но как однообразно пишут авторы о просторах полей, о дружных всходах и богатом урожае: Наталья Парыгина в «Песне комсо­ мольцев» сообщает: Поля мы пашем черные, И нам не ж аль труда: Лежит вокруг покорная Степная Кулунда. Работать славно с песнями. Взошли в полях хлеба. У Г. Молостнова в стихотворении «Мечта хлебороба» тоже читаем: Стеной встают Созревшие хлеба, И песнь девчат Уверенно и звонко Гремит в пшеничном Море разливном . С морем сравнивает всходы и Евграф Есипов в стихотворении «Всходы»: И вот ты снова на просторе. Лучи восхода... Влеск росы. А всходы — море, прямо море, Как хорошо у полосы! Наконец, в стихотворении Никифора Кубылинского «Урожайная осень» тоже «волнуются морем и рожь, и пшеница». И осень, «как маляр, красит просто­ ры (!)». И, конечно, зерно, «как река полноводная, льется со звоном», и пото­ ки обозов «неустанно спешат» по доро­ гам, и «машины снуют по полям, как шмели за работой». В заключение собра­ ние словесных штампов, выдаваемых за поэзию, завершается такой «мыслью»: Урож айная осень хозяйкой в селенья пришла. З апах меда и хлеба с собой принесла Когда нечего сказать самому автору, тогда обычно и «набегают» услужливо самые избитые сравнения и трафаретные образы. Это в равной мере 'Относится и к прозе. В девятом номере «Огни Кузбасса» помещено несколько рассказов. И сколь­ ко ж е в них словесных штампов! Вот хо­ тя бы рассказ П. Шмакова «В бурю». В нем передается драматический эпизод на реке, когда застигнутые в бурю на плоту чуть не погибают старик Егор и мальчик Кузьма. П. Шмаков довольно щедр на описания природы. Но описывает он ее так: «В необычайной тишине из-за леса поднимается солнце и, поиграв серебром росы на зеленеющих полях, заливает светом спокойную, ровную воду. Глад­ кая, точно отполированная, лежит она

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2