Сибирские огни, 1956, № 6

труженик» (№ 9 альманаха «Огни Куз­ басса» ) , Поэт воспринял образ своего го­ рода, как образ труженика, достойного -бессмертной славы за свои трудовые по­ двиги. Выдержанное в мужественной ин­ тонации, написанное темпераментно, од­ ним дыханием, объединяемое конкретной мыслью-образом, стихотворение А . Коса­ ря стройно, поэтически завершено и без риторики пафосно, то есть по-хорошему публицистично. Это лишний раз доказывает, что для выражения поэтической мысли необходи­ мо не только понимание правильной об­ щей идеи, но и превращение этой идеи в конкретный чувственный образ. Поэты М. Небогатое, А. Косарь и А . Пинаев не похожи друг на друга ни по выбору тематики, ни по степени ли­ ризма, ни по интонации. Но вот они пи­ шут стихотворения на одну тему. Тема мичуринского преобразования холодной Сибири очень поэтична. Не случайно появление первой яблоньки или вишни под сибирским небом взволновало ряд кузбасских поэтов. А. Косарь в стихах «Цветущая зем ­ ля» , рассказав о том, что на виду у со с ­ ны-северянки на таежной поляне стоит «южанка подружка яблонька в цвету», говорит: Мы север с югом, Как друга с другом, Соединяем навсегда. Вдали и рядом Цветущим садом Становится зем л я труда. А . Пинаев в одном из стихотворений выражает надежду , что в его родном краю расцветет и вишня. Поэт хочет, чтобы и вишня, вместе со своей подру­ гой — полтавской яблоней, была «хо ­ зяйкой» в кузбасских садах . Кончая сти­ хотворение, автор пишет: Здесь в мае тучи зимние висят, Но так же, к ак исполнилось другое. Увидим мы на горных склонах сад, Цветущий рядом с вековой тайгою! М. Небогатов в стихотворении «Ябло­ ня», напомнив эпиграфом слова В. Мая­ ковского из стихотворения о Кузнецк- строе — «я знаю , город будет, я знаю — саду цвесть», восклицает: «Сбылись слова поэта: и город есть и сад цветет!». И дальше рассказывает, как в край ле­ денящих непогод «однажды яблоньку- малютку привез любитель-садовод». Он посадил этот кустик на месте будущего сквера , и весной «гостья юга зацвела». Сказав буквально четыре строчки о взле­ леявшем ее мичуринце-рабочем, кото­ рый душой под стать поэту, М. Небога­ тов кончает стихотворение так: Богата щ едрыми плодами Земля сибирскими сейчас. Не только углем — и садами Ты будешь славен , мой Кузбасс! В коллективном сборнике стихов «На рассвете» (Кемерово, 1953) помещено стихотворение И. Сокола — тоже о вишне. Стоит, цветет С сибирской елью рядом Южанка-вишня... Автор указывает, что дед-садовод, глядя на своего внука, думает: «Я выра­ стить сумел -здесь вишню, он — юг сюда перенесет». ■ Нетрудно заметить, что разные поэты оказались «на одно лицо»! Все они вос­ пользовались фактом противопоставле­ ния яблоньки или вишни дереву , расту­ щему в Сибири (сосна, ель, рябина). Ка­ ждый из них воскликнул по поводу того, что зацвела в Сибири южанка-яб­ лонька или южанка-вишня. Даже слова пришли одинаковые! А. Пинаев хочет, чтобы вишня была у нас хозяйкой, зна­ чит пока считает ее гостьей, а М. Небо­ гатов прямо пишет: «гостья юга». Нако­ нец, выводы, к которым приходят все поэты, столь однотипны, что создается впечатление, будто это не разные стихи, а варианты одного и того же произведе­ ния: соединяем юг и север, увидим рядом с вековой тайгой сад, перенесем сюда юг, не только углем, но и садами будет сла­ вен Кузбасс... Получилось это однообразие не пото­ му, что поэты взяли одну и ту ж е тему. О преобразовании Сибири, о появлении южанок-яблонек в заснеженном краю можно писать сколько угодно. Эта тема далеко не исчерпана. Значит, весь во­ прос опять-таки только в подходе к ма­ териалу! Подошли авторы поверхностно, без необходимого осмысления жизненно­ го явления, и появились на свет вместо поэтических произведений однообразно рифмованные поделки. Сказанное относится не только к сти­ хам и не только к произведениям, опи­ сывающим «местные достопримечатель­ ности». Любая актуальная тема, если автор, взяв ее, не вдумывается в жизненный материал, а лишь повторяет то, что всем давно известно, приводит на проторен­ ную дорожку стандартного мышления. В восьмом номере альманаха «Огни Кузбасса» напечатаны главы из повести Василия Дубского «В добрый путь». Рассказывается в повести о шахтерах. Затрагивается производственная пробле­ ма добычи угля с закладкой. Изобра­ жается борьба сторонников этого нова­ торского предложения с консерватора­ ми. Другими словами, затронут реаль­ ный конфликт, имеющий, очевидно, не­ маловажное значение в жизни шахтеров. Намечены конфликты и бытовые. Сам автор — инженер-шахтер, видимо, хоро­ шо знает материал, на основе которого родилась его повесть. И в то ж е время, напечатанные главы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2