Сибирские огни, 1956, № 6
труженик» (№ 9 альманаха «Огни Куз басса» ) , Поэт воспринял образ своего го рода, как образ труженика, достойного -бессмертной славы за свои трудовые по двиги. Выдержанное в мужественной ин тонации, написанное темпераментно, од ним дыханием, объединяемое конкретной мыслью-образом, стихотворение А . Коса ря стройно, поэтически завершено и без риторики пафосно, то есть по-хорошему публицистично. Это лишний раз доказывает, что для выражения поэтической мысли необходи мо не только понимание правильной об щей идеи, но и превращение этой идеи в конкретный чувственный образ. Поэты М. Небогатое, А. Косарь и А . Пинаев не похожи друг на друга ни по выбору тематики, ни по степени ли ризма, ни по интонации. Но вот они пи шут стихотворения на одну тему. Тема мичуринского преобразования холодной Сибири очень поэтична. Не случайно появление первой яблоньки или вишни под сибирским небом взволновало ряд кузбасских поэтов. А. Косарь в стихах «Цветущая зем ля» , рассказав о том, что на виду у со с ны-северянки на таежной поляне стоит «южанка подружка яблонька в цвету», говорит: Мы север с югом, Как друга с другом, Соединяем навсегда. Вдали и рядом Цветущим садом Становится зем л я труда. А . Пинаев в одном из стихотворений выражает надежду , что в его родном краю расцветет и вишня. Поэт хочет, чтобы и вишня, вместе со своей подру гой — полтавской яблоней, была «хо зяйкой» в кузбасских садах . Кончая сти хотворение, автор пишет: Здесь в мае тучи зимние висят, Но так же, к ак исполнилось другое. Увидим мы на горных склонах сад, Цветущий рядом с вековой тайгою! М. Небогатов в стихотворении «Ябло ня», напомнив эпиграфом слова В. Мая ковского из стихотворения о Кузнецк- строе — «я знаю , город будет, я знаю — саду цвесть», восклицает: «Сбылись слова поэта: и город есть и сад цветет!». И дальше рассказывает, как в край ле денящих непогод «однажды яблоньку- малютку привез любитель-садовод». Он посадил этот кустик на месте будущего сквера , и весной «гостья юга зацвела». Сказав буквально четыре строчки о взле леявшем ее мичуринце-рабочем, кото рый душой под стать поэту, М. Небога тов кончает стихотворение так: Богата щ едрыми плодами Земля сибирскими сейчас. Не только углем — и садами Ты будешь славен , мой Кузбасс! В коллективном сборнике стихов «На рассвете» (Кемерово, 1953) помещено стихотворение И. Сокола — тоже о вишне. Стоит, цветет С сибирской елью рядом Южанка-вишня... Автор указывает, что дед-садовод, глядя на своего внука, думает: «Я выра стить сумел -здесь вишню, он — юг сюда перенесет». ■ Нетрудно заметить, что разные поэты оказались «на одно лицо»! Все они вос пользовались фактом противопоставле ния яблоньки или вишни дереву , расту щему в Сибири (сосна, ель, рябина). Ка ждый из них воскликнул по поводу того, что зацвела в Сибири южанка-яб лонька или южанка-вишня. Даже слова пришли одинаковые! А. Пинаев хочет, чтобы вишня была у нас хозяйкой, зна чит пока считает ее гостьей, а М. Небо гатов прямо пишет: «гостья юга». Нако нец, выводы, к которым приходят все поэты, столь однотипны, что создается впечатление, будто это не разные стихи, а варианты одного и того же произведе ния: соединяем юг и север, увидим рядом с вековой тайгой сад, перенесем сюда юг, не только углем, но и садами будет сла вен Кузбасс... Получилось это однообразие не пото му, что поэты взяли одну и ту ж е тему. О преобразовании Сибири, о появлении южанок-яблонек в заснеженном краю можно писать сколько угодно. Эта тема далеко не исчерпана. Значит, весь во прос опять-таки только в подходе к ма териалу! Подошли авторы поверхностно, без необходимого осмысления жизненно го явления, и появились на свет вместо поэтических произведений однообразно рифмованные поделки. Сказанное относится не только к сти хам и не только к произведениям, опи сывающим «местные достопримечатель ности». Любая актуальная тема, если автор, взяв ее, не вдумывается в жизненный материал, а лишь повторяет то, что всем давно известно, приводит на проторен ную дорожку стандартного мышления. В восьмом номере альманаха «Огни Кузбасса» напечатаны главы из повести Василия Дубского «В добрый путь». Рассказывается в повести о шахтерах. Затрагивается производственная пробле ма добычи угля с закладкой. Изобра жается борьба сторонников этого нова торского предложения с консерватора ми. Другими словами, затронут реаль ный конфликт, имеющий, очевидно, не маловажное значение в жизни шахтеров. Намечены конфликты и бытовые. Сам автор — инженер-шахтер, видимо, хоро шо знает материал, на основе которого родилась его повесть. И в то ж е время, напечатанные главы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2