Сибирские огни, 1956, № 6

всегда живописно. Возникновение весен­ ней грозы представлено у него, напри­ мер, так: Сначала где-то за садами Протяжно, гулко раскатился гром. Последний р а з в разрыве туч над нами Взмахнуло солнце золотым крылом. Все стихло, приумолкло, сжалось: Не дрогнет лист, не дунет ветерок, И песня жаворонка оборвалась. Как будто он допеть ее не смог. Стояли яблони, от ожиданья млея, Гляделись в воду со скалистых круч. Мгновенно став нежнее и белее На фоне черных наступавших туч. Хорошо сказано! При этом природа у Г. Молостнова возникает не вне времени и простран­ ства. Поэт привносит в извечные явле­ ния, увиденные по-своему, ощущения советского человека, для которого лю­ бовь к родному краю неразрывно связа­ на с укладом всей современной жизни. Законным завершением стихотворения о весенней грозе становится восклицание героя, который, наблюдая ливень в поле, «молвил, радость не скрывая»: •— «А нынче будет урожай хорош!» Эта фраза может показаться искус­ ственно притянутой. Но предыдущим эмоциональным описанием поэт вызыва­ ет ощущение щедрой силы природы, и это ощущение помогает родиться мысли о том, что напоенная потоком обильной весенней грозы земля уж е не останется бесплодной. Герой выражает эту мысль словами, в которых сквозит забота о всей стране: урожай у нас будет хоро­ ший! Так, не навязывая вывода, а заставляя придти к нему самого читателя и обой­ дясь без перечисления внешних примет нашего времени, описав лишь весеннюю грозу, Г. Молостнов сумел передать жи­ вое восприятие природы именно совет­ ским человеком. По-новому, своеобразно описывает первый весенний листочек и Алексей Косарь: Лучами снег источен, Ручьями лед размыт, И в клейких створках почек, Как флаг весны , листочек Зеленой трубкой свит. Сравнение первого, скрытого в почке листка с флагом хорошо звучит не толь­ ко само по себе. Оно вызывает пред­ ставление о первомайских флагах, с об­ разом которых связан советский весен­ ний праздник. Поэт даже такое малень­ кое природное явление удачно окрасил современным мироощущением! Точные слова, чтобы передать на­ строение человека, который одиноко бро­ дит по опустевшему для него дому лю­ бимой девушки, находит и молодой поэт В. Борисов: Здесь все мне о тебе напоминает. Твой личный мир так странно близок мне. По-прежнему прощально догорает «Последний день Помпеи» на стене. В пустом стакане сохнут незабудки, Альбом к себе со столика зовет, А рыжий пес в смешной картонной будке Все кость свою ни как недогрызет. Так подчас по крупицам, но обнару­ живает себя в стихах у кузбасских поэ­ тов подлинная поэзия! У одних ее боль­ ше, у других меньше. Блестки поэзии, рассыпанные то тут, то там, говорят о способности поэтов изображать по-свое­ му увиденные жизненные явления. Соб­ ственно, в этом и заключено начало пи­ сательского таланта — художественное видение мира, способность разглядеть в обычных вещах необычное, открыть в мире известных явлений новые стороны, а затем показать это новое и необычное людям, которые ещ е не успели разгля­ деть его сами. Но для того, чтобы у в и д е т ь явле­ ние по-новому, необходимо именно п р и ­ г л я д е т ь с я к нему, в д у м а т ь с я , п о н я т ь . Формирование художествен­ ного видения немыслимо без постоянного раздумья над жизнью. Думать — значит, не просто холодно оценивать. Ведь осмысливая тот или иной жизненный факт, мы всегда вырабатываем к нему определенное, с в о е отношение. Други­ ми словами, мы проносим его через наше сердце. О таком продуманном и прочув­ ствованном факте уж е невозможно гово­ рить или писать стандартно. Только при этом условии и появляются при описа­ нии «известных» явлений «свои» слова. И многие авторы, не лишенные худож ­ нического дарования, достигают опреде ­ ленного успеха , когда описывают фак­ ты и явления, осмысленные ими поэти­ чески, даже если касаются тысячу раз изображенных в стихах грозы, весны, радости встреч или горечи разлук. Почему ж е такими шаблонными, н е ­ выразительными получаются подчас у них ж е стихи, написанные на актуаль­ ную, злободневную тему? Не потому ли именно, что, понадеявшись на горячее чувство, заключенное в самом содержа­ нии актуальной темы, авторы освобож ­ дают себя от необходимости вдумывать­ ся в факт, скользят но его поверхности и потому не решают самостоятельно по­ этической задачи, а ограничиваются по­ вторением избитых общих мест. Ведь только там, где благородная мысль, скажем, мысль прославить свой город, становится у автора поэтическим образом , который, диктуя выбор словес­ ного материала, цементирует и всю ком­ позицию, только там поэзия обнаружи­ вает себя не отдельными крупицами и удачными строчками, а воплощается в цельном, завершенном произведении. Среди многочисленных стихов А . Косаря о родном крае, о земле Кузнецкой, на­ полненных часто холодными словесными штампами, выделяется стихотворение, посвященное городу Кемерово, «Воин и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2