Сибирские огни, 1956, № 6
всегда живописно. Возникновение весен ней грозы представлено у него, напри мер, так: Сначала где-то за садами Протяжно, гулко раскатился гром. Последний р а з в разрыве туч над нами Взмахнуло солнце золотым крылом. Все стихло, приумолкло, сжалось: Не дрогнет лист, не дунет ветерок, И песня жаворонка оборвалась. Как будто он допеть ее не смог. Стояли яблони, от ожиданья млея, Гляделись в воду со скалистых круч. Мгновенно став нежнее и белее На фоне черных наступавших туч. Хорошо сказано! При этом природа у Г. Молостнова возникает не вне времени и простран ства. Поэт привносит в извечные явле ния, увиденные по-своему, ощущения советского человека, для которого лю бовь к родному краю неразрывно связа на с укладом всей современной жизни. Законным завершением стихотворения о весенней грозе становится восклицание героя, который, наблюдая ливень в поле, «молвил, радость не скрывая»: •— «А нынче будет урожай хорош!» Эта фраза может показаться искус ственно притянутой. Но предыдущим эмоциональным описанием поэт вызыва ет ощущение щедрой силы природы, и это ощущение помогает родиться мысли о том, что напоенная потоком обильной весенней грозы земля уж е не останется бесплодной. Герой выражает эту мысль словами, в которых сквозит забота о всей стране: урожай у нас будет хоро ший! Так, не навязывая вывода, а заставляя придти к нему самого читателя и обой дясь без перечисления внешних примет нашего времени, описав лишь весеннюю грозу, Г. Молостнов сумел передать жи вое восприятие природы именно совет ским человеком. По-новому, своеобразно описывает первый весенний листочек и Алексей Косарь: Лучами снег источен, Ручьями лед размыт, И в клейких створках почек, Как флаг весны , листочек Зеленой трубкой свит. Сравнение первого, скрытого в почке листка с флагом хорошо звучит не толь ко само по себе. Оно вызывает пред ставление о первомайских флагах, с об разом которых связан советский весен ний праздник. Поэт даже такое малень кое природное явление удачно окрасил современным мироощущением! Точные слова, чтобы передать на строение человека, который одиноко бро дит по опустевшему для него дому лю бимой девушки, находит и молодой поэт В. Борисов: Здесь все мне о тебе напоминает. Твой личный мир так странно близок мне. По-прежнему прощально догорает «Последний день Помпеи» на стене. В пустом стакане сохнут незабудки, Альбом к себе со столика зовет, А рыжий пес в смешной картонной будке Все кость свою ни как недогрызет. Так подчас по крупицам, но обнару живает себя в стихах у кузбасских поэ тов подлинная поэзия! У одних ее боль ше, у других меньше. Блестки поэзии, рассыпанные то тут, то там, говорят о способности поэтов изображать по-свое му увиденные жизненные явления. Соб ственно, в этом и заключено начало пи сательского таланта — художественное видение мира, способность разглядеть в обычных вещах необычное, открыть в мире известных явлений новые стороны, а затем показать это новое и необычное людям, которые ещ е не успели разгля деть его сами. Но для того, чтобы у в и д е т ь явле ние по-новому, необходимо именно п р и г л я д е т ь с я к нему, в д у м а т ь с я , п о н я т ь . Формирование художествен ного видения немыслимо без постоянного раздумья над жизнью. Думать — значит, не просто холодно оценивать. Ведь осмысливая тот или иной жизненный факт, мы всегда вырабатываем к нему определенное, с в о е отношение. Други ми словами, мы проносим его через наше сердце. О таком продуманном и прочув ствованном факте уж е невозможно гово рить или писать стандартно. Только при этом условии и появляются при описа нии «известных» явлений «свои» слова. И многие авторы, не лишенные худож нического дарования, достигают опреде ленного успеха , когда описывают фак ты и явления, осмысленные ими поэти чески, даже если касаются тысячу раз изображенных в стихах грозы, весны, радости встреч или горечи разлук. Почему ж е такими шаблонными, н е выразительными получаются подчас у них ж е стихи, написанные на актуаль ную, злободневную тему? Не потому ли именно, что, понадеявшись на горячее чувство, заключенное в самом содержа нии актуальной темы, авторы освобож дают себя от необходимости вдумывать ся в факт, скользят но его поверхности и потому не решают самостоятельно по этической задачи, а ограничиваются по вторением избитых общих мест. Ведь только там, где благородная мысль, скажем, мысль прославить свой город, становится у автора поэтическим образом , который, диктуя выбор словес ного материала, цементирует и всю ком позицию, только там поэзия обнаружи вает себя не отдельными крупицами и удачными строчками, а воплощается в цельном, завершенном произведении. Среди многочисленных стихов А . Косаря о родном крае, о земле Кузнецкой, на полненных часто холодными словесными штампами, выделяется стихотворение, посвященное городу Кемерово, «Воин и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2