Сибирские огни, 1956, № 6

Хочется лишь, используя конкретные примеры их творчества, поставить ряд общих вопросов писательского мастер­ ства, показать, из каких элементов скла­ дываются ошибки, ведущие к снижению художественной ценности произведений. Начнем с разговора о подходе писате­ ля к жизненному материалу. Совершенно ясно, что каждый совет­ ский писатель рассматривает свой лите­ ратурный труд, как серьезное служение народу. У него имеется искреннее ж ела ­ ние, отображая действительность в сво­ их произведениях, нести в массы высо­ кие коммунистические идеалы. Конечно, и к делу развития литерату­ ры примазываются иногда разного сорта дельцы и конъюнктурщики, способные, как всякие фальшивые люди, спекули­ ровать высокой идеей и за громкими ре­ чами скрывать низменные помыслы и расчеты. Но смело можно утверждать, что в семье советских литераторов — считанные единицы таких уродов. Под­ линное творчество, требующее самозаб­ венной отдачи и полного выражения всех душевных сил человека, просто несовме­ стимо с двуличием, с ложью, с укрыва­ тельством истинных идей и чувств. Под­ линное творчество — честно по самой природе! И наоборот: холодное ремес­ ленничество всегда родит бесстрастные, холодные строки! И все-таки нам зачастую попадаются холодные стихи о любимом предмете. Иной раз даже возникает сомнение: а не обманул ли нас автор? Вдруг он «про­ славляет» то, что совсем не любит сам? Так можно ещ е подумать, если перед на­ ми один такой автор. Ну, а если мы прочитали много холодных стихов раз­ ных авторов? Имеем ли мы право подо­ зревать в ремесленничестве, в созна­ тельной лжи сразу нескольких советских людей, взявшихся за перо? Очевидно, нет! Совершенно нереально, чтобы все они равнодушно плели рифмы о любви, скажем , к своему краю, не испытывая к нему никакой любви. Следовательно, произведения этих по­ этов оставляют нас безгранично равно­ душными по какой-то иной причине, а не потому, что написаны с холодной душой. А могут ли волновать читательское сердце подобные стихи, судите сами: Кузнецкий край , Тебя не встретиш ь краш е , Ты весь в огнях, В строительных лесах. Кузнецкий край — Родное сердце наше , Ты, к ак солдат Бессменный , — н а часах. (Г. МОЛОСТНОВ).. Сияют звезды на копрах Заметно из Кремля. Трудолюбива и щ едра К узн ецкая земля. (А. КОСАРЬ). Сверкают над копрами Огни ш ахтерских звезд. Везде р а зм ах широкий И богатырский рост. (В. ЗУЛИН). На копрах горят победы звезды, Их в Кузбассе всех не перечесть. (А. КОЗЛОВ). А в гла зах все новые картины: Силуэты стройные копров, Доменные печи-исполины И колхозов тысячи дворов. Уголь... Кокс... Струя ж ивая стали ... (И. СОКОЛ). Заводы в строю величавом На левом его берегу. Холмы терриконов на правом. Деревья на каждом шагу. (М. НЕБОГАТОВ). Подобных строчек разных авторов, написанных в самые разные Годы, очень много. И везде фактически одно и то же: терриконы, копры, звезды на копрах, которые труднее, чем в самом Кузбассе , перечесть именно в стихах кузбасских поэтов. А уж заводы дымят так усилен­ но, что один из поэтов Кузбасса В. И з­ майлов недавно признался в стихотворе­ нии «Насчет дыма» (альманах «Огни Кузбасса» № 8): И я рифмовал уже «дым» с «коксохимом». И добавлял эпитет «любимый» И уточнял: «Возвышался гордо!» Я быстро черкал на блокнотном листочке Про трубы, про дым на фоне закатном . И, полные этого дыма, строчки Ложились в стихи вполне аккуратно. Именно так — вполне аккуратно ло­ жатся в стихи одни и те ж е излюблен­ ные эпитеты и слова. Немудрено, что авторы стихов, образцы которых пере­ числены выше, непроизвольно вызывают у читателя реакцию, обратную той, на ка­ кую рассчитывают: мечтают прославить свой край, а добиваются от перечисле­ ния набивших оскомину одних и тех ж е фраз лишь ощущения непроходимой скуки; хотят заставить полюбить описы­ ваемую обстановку, а заставляют ду­ мать, будто она совсем не так хороша, если даже сами поэты отмечают; что не находят для описания прославляемого ярких красок и глубоких чувств. Но ведь мы установили, что поэты пе­ редают свое искреннее восхищение род­ ным краем. Почему ж е хорошая волную­ щая тема зазвучала так однообразно, скучно, бесстрастно и холодно? Легко было бы ответить на этот во­ прос просто: авторы не умеют писать лучше. Но это неправда! У авторов, строчки которых процитированы, имеются другие стихотворения, написанные и ярко, и свежо, и взволнованно. Отлично чувствует и описывает приро­ ду Г. Молостнов. Он пишет о ней почти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2