Сибирские огни, 1956, № 6
ветствовала русских артистов так ж е во сторженно, как и парижская. Русские весенние сезоны , как их на зывали, сделались в Западной Европе традицией, которая была нарушена ми ровой войной, начавшейся вскоре после возвращения Мариинского театра из га строльной поездки в Европу в 1 9 1 4 году. Летом 1 9 1 4 года в Париже была пока зана новинка — опера «Золотой пету шок» Римского-Корсакова. Это был вооб ще один из лучших русских спектаклей. Он был поставлен необычно. Декорации Наталия Гончарова сделала так, что хор был расположен по бокам сцены и стоял б е з движения, лишь очередной солист, по ходу пьесы, чуть выходил вперед. На сцене ж е все действие вел балет. Певцы рассказывали содержание сказки Пуш кина— Римского-Корсакова, а балет по казывал. И как это было все замечатель но сделано! Зрители увидели подлинную русскую сказку — яркую, красочную, полную юмора, веселья, иронии, часто —- насмешки, от которой не поздоровится. Ожившие куклы-«матрешки», всякие мамки и няньки, бояре и боярыни, стрельцы и воеводы, сам царь Додон — тупой и самодовольный, его прихлебате ли — все действующие лица были уди вительно правдивы. Опера-сказка произвела за границей потрясающее впечатление богатством своих красок, динамичностью, содержа тельностью, роскошью музыки и самое главное — русским своеобразием. Каким драгоценным подарком для советского зрителя было бы восстановление именно этой постановки, если бы пошла речь о возобновлении на сцене этой оперы! Вспоминая парижские и лондонские спектакли русского театра, я с великой гордостью могу сказать, что наше опер ное и балетное искусство, наша музыка и театральная живопись произвели за границей полный переворот не только во мнениях о русском искусстве и теат ре, не только поставили себя на первое место в мире, но и вынудили многих ев ропейских деятелей искусства глубоко задуматься о дальнейших путях его раз вития. В этом не было ничего случайного и ничего неожиданного: сила нашего искусства была в его демократичности, народности, реализме. Эти черты оказа ли огромное влияние на театральное искусство не только Европы, но и Аме рики. Театральные деятели зарубежных стран стали во многом подражать нам, русским, учиться у нас, творчески ис пользовать наш опыт. Никак нельзя заподозрить в особенной симпатии к нам известный своими дез- икформаторскими трюками журнал «Америка». Хулить все русское, совет ское — это его хлеб. Но вот передо мной двадцать третий номер этого журнала. В статье «Русский театр и Америка» читаю: «Поистине невозможно перечис лить все то хорошее, что дала Россия американскому театру». Но меня удивляет другое — почему до сих пор у нас нет подробного описа ния заграничных выступлений русских певцов, музыкантов, актеров, целых те атров? Случись, предположим, в Герма нии, Франции, Англии нечто подобное успеху русских заграничных гастролей, да там бы десятки человек получили докторские степени, написали бы иссле дования, книги. Я уверен , что если мои воспоминания будут опубликованы, для многих читателей, особенно молодых, рассказанное мною будет открытием или напоминанием о славном прошлом рус ского искусства. Я счастлив, что мог это сделать1. Мы, советские люди, гордимся -успеха ми советских музыкантов на междуна родных конкурсах, а ведь эти успехи исторически вытекают из той огромной подготовительной работы, которая проде лана лучшими людьми русского искус ства, русской музыкальной и театраль ной школы, заслуживающими большей благодарности, чем они получили от свои^ современников. Ведь чем дальше уходит в прошлое сделанное нашими русскими композиторами, певцами, му зыкантами, художниками, балеринами и танцорами, тем яснее, глубже понимаем мы великое историческое значение их благородного труда. Значение это в том, что все передовое в мировом искусстве развивается, идет по тому ж е пути, по которому шло наше искусство, — по пути народности, высокой идейности и реализма. 1 Это напоминание полезно не только для нашей молодежи. Английское агентство Рейтер в связи с недавними гастролями со ветского балета в Лондоне сообщало, что «это первое за двести лет выступление рус-' ского балета за пределами родной с т р а н ы - одно из самых интересных в истории Анг лии». Следовательно, выступления в Пари же и Лондоне в 1908 — 1914 т . Мариинско го театра , в составе которого был и балет ,— забыты? Но этому нельзя поверить. — Ред. Литературная запись Л*. БРЫКИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2