Сибирские огни, 1956, № 6

ветствовала русских артистов так ж е во­ сторженно, как и парижская. Русские весенние сезоны , как их на­ зывали, сделались в Западной Европе традицией, которая была нарушена ми­ ровой войной, начавшейся вскоре после возвращения Мариинского театра из га­ строльной поездки в Европу в 1 9 1 4 году. Летом 1 9 1 4 года в Париже была пока­ зана новинка — опера «Золотой пету­ шок» Римского-Корсакова. Это был вооб­ ще один из лучших русских спектаклей. Он был поставлен необычно. Декорации Наталия Гончарова сделала так, что хор был расположен по бокам сцены и стоял б е з движения, лишь очередной солист, по ходу пьесы, чуть выходил вперед. На сцене ж е все действие вел балет. Певцы рассказывали содержание сказки Пуш­ кина— Римского-Корсакова, а балет по­ казывал. И как это было все замечатель­ но сделано! Зрители увидели подлинную русскую сказку — яркую, красочную, полную юмора, веселья, иронии, часто —- насмешки, от которой не поздоровится. Ожившие куклы-«матрешки», всякие мамки и няньки, бояре и боярыни, стрельцы и воеводы, сам царь Додон — тупой и самодовольный, его прихлебате­ ли — все действующие лица были уди­ вительно правдивы. Опера-сказка произвела за границей потрясающее впечатление богатством своих красок, динамичностью, содержа ­ тельностью, роскошью музыки и самое главное — русским своеобразием. Каким драгоценным подарком для советского зрителя было бы восстановление именно этой постановки, если бы пошла речь о возобновлении на сцене этой оперы! Вспоминая парижские и лондонские спектакли русского театра, я с великой гордостью могу сказать, что наше опер­ ное и балетное искусство, наша музыка и театральная живопись произвели за границей полный переворот не только во мнениях о русском искусстве и теат­ ре, не только поставили себя на первое место в мире, но и вынудили многих ев­ ропейских деятелей искусства глубоко задуматься о дальнейших путях его раз­ вития. В этом не было ничего случайного и ничего неожиданного: сила нашего искусства была в его демократичности, народности, реализме. Эти черты оказа­ ли огромное влияние на театральное искусство не только Европы, но и Аме­ рики. Театральные деятели зарубежных стран стали во многом подражать нам, русским, учиться у нас, творчески ис­ пользовать наш опыт. Никак нельзя заподозрить в особенной симпатии к нам известный своими дез- икформаторскими трюками журнал «Америка». Хулить все русское, совет­ ское — это его хлеб. Но вот передо мной двадцать третий номер этого журнала. В статье «Русский театр и Америка» читаю: «Поистине невозможно перечис­ лить все то хорошее, что дала Россия американскому театру». Но меня удивляет другое — почему до сих пор у нас нет подробного описа­ ния заграничных выступлений русских певцов, музыкантов, актеров, целых те­ атров? Случись, предположим, в Герма­ нии, Франции, Англии нечто подобное успеху русских заграничных гастролей, да там бы десятки человек получили докторские степени, написали бы иссле­ дования, книги. Я уверен , что если мои воспоминания будут опубликованы, для многих читателей, особенно молодых, рассказанное мною будет открытием или напоминанием о славном прошлом рус­ ского искусства. Я счастлив, что мог это сделать1. Мы, советские люди, гордимся -успеха­ ми советских музыкантов на междуна­ родных конкурсах, а ведь эти успехи исторически вытекают из той огромной подготовительной работы, которая проде­ лана лучшими людьми русского искус­ ства, русской музыкальной и театраль­ ной школы, заслуживающими большей благодарности, чем они получили от свои^ современников. Ведь чем дальше уходит в прошлое сделанное нашими русскими композиторами, певцами, му­ зыкантами, художниками, балеринами и танцорами, тем яснее, глубже понимаем мы великое историческое значение их благородного труда. Значение это в том, что все передовое в мировом искусстве развивается, идет по тому ж е пути, по которому шло наше искусство, — по пути народности, высокой идейности и реализма. 1 Это напоминание полезно не только для нашей молодежи. Английское агентство Рейтер в связи с недавними гастролями со­ ветского балета в Лондоне сообщало, что «это первое за двести лет выступление рус-' ского балета за пределами родной с т р а н ы - одно из самых интересных в истории Анг­ лии». Следовательно, выступления в Пари­ же и Лондоне в 1908 — 1914 т . Мариинско­ го театра , в составе которого был и балет ,— забыты? Но этому нельзя поверить. — Ред. Литературная запись Л*. БРЫКИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2