Сибирские огни, 1956, № 6
работался, стал постепенно достоянием и других оперных театров в стране, но окончательно он утвердился на ^нашей сцене только после Октябрьской рево люции. В начале нынешнего столетия русская опера поднялась на большую худож ест венную высоту. Многие видные деятели русского театра, бывая за границей, все больше и больше убеждались, что опер ные спектакли Парижа, Лондона, Берли на, Милана, Вены во многом уступают нашим спектаклям. И вот возникла мысль показать в Париже и Лондоне русскую оперу и балет. На это нужны были деньги, и нема1 лые. У С. Н. Дягилева, инициатора это го дела, их не было — человек он был совсем небогатый. Дягилев обратился в придворные круги, но ничего кроме пу стопорожних обещаний не получил. Тог да он попытался заинтересовать своими планами банкиров. Банковские воротилы сообразили, что такая поездка сулит, если не барыши, то большую рекламу России в глазах французов и англичан, и деньги нашлись. В первую поездку взяли с собой толь ко декорации, костюмы и бутафорию для нескольких спектаклей. Оркестр те атра остался в Петербурге, в Париже играл оркестр Гранд-опера (он оказался слабее петербургского, так что на сле дующий же год в Париж и Лондон по ехал весь состав театра). Парижские газеты, сообщая о пред стоящих спектаклях русской оперы, не обещали публике ничего выдающегося, за исключением двух-трех певцов. Иные предсказывали даже провал наших спек таклей. Такая опасность была довольно реальной — в Париже начинался «мерт вый» летний сезон . Билеты на русские спектакли покупали с опаской, и полно стью распроданы они были лишь на пер вый спектакль, а играть предстояло це лых два месяца. Меня очень волновали наши выступ ления за границей, и я отправился во Францию. День премьеры был отмечен необыч ным явлением. В здании парижской оперы есть картинная галерея. Было признаком хорошего тона погулять по галерее, встретиться со знакомыми, по болтать и потом, иногда ко второму акту, идти в зрительный зал. Но на откры тии русского сезона галерея пустовала— все были в зале. Началась увертюра оперы. Музыка по разила парижан самобытностью, богат ством красок, большим внутренним со держанием. Раскрывшийся занавес по казал мастерски исполненные декора ции. Певцы же наши (напомню, что они были в то же время и отличными драма тическими актерами) довершили дело, и с первого ж е акта стало ясно, что Париж покорен. Успех первого спектакля был ошелом ляющий. Французы народ вообще до вольно восторженный, а тут оказалось, что у них не находится достаточно слов, чтобы выразить свои впечатления. В громадном зрительном зале , .как гово рится, стон стоял , и мои парижские зна комые уверяли, что в Гранд-опера ни когда ничего подобного не было. На следующ ее утро во всех париж ских газетах появились подробнейшие рецензии, на все лады расхваливавшие вчерашнее представление. По мнению критиков, русский театр оказался самым передовым, самым но вым, смелым и правдивым театром в ми ре. Писалось, что русские поразили со вершенно новым пониманием оперного искусства, новым отношением к опере, нашли в ней необыкновенные возможно сти для раскрытия общей идеи. Если раньше газеты пытались уверять, что у русских нет ничего оригинального в искусстве, что в лучшем случае мы мо жем лишь старательно подражать за падным образцам , то теперь речь шла о том, что мы, русские, сами даем об разцы, недосягаемо высокие для многих европейских театров. Русский балет превозносили особо. Оказалось, что балет парижской оперы, считавшийся лучшим в мире, ни в какое- сравнение не мог идти с нашим русским. При удивительной (чаще писалось — феноменальной) технике балетные номе ра были наполнены таким ж е драматиз мом, как и пение. Превосходные костю мы артистов балета целиком соответст вовали общ ему стилю спектакля, чего во- французском театре придерживались далеко не всегда. В одной из париж ских газет говорилось, что русский балет отодвинул французский «к воде» . Пояс ню, в чем тут суть. Обычно молодых, ба лерин в первые годы их работы в театре- ставят на третий-четвертый план, ближе к задней декорации, которая в балетном спектакле часто изображает озеро , реку, пруд. Так вот на это место русский балет и отодвинул французский. Особенно сильное впечатление на кри тиков произвела сцена половецких пля сок в опере Бородина «Князь Игорь». Этот акт спектакля критики называли вершиной балетного искусства. Действи тельно, эти пляски были поставлены на диво. Танец был полон такой силы и страсти, проходил в таком бешеном тем пе, был так ярок и красочен, что многие зрители привставали -с мест, вскакивали и награждали артистов громом аплодис ментов. После первого ж е спектакля билеты были распроданы на два месяца гастро лей. Мариинский театр стал каждый год ездить в Париж и Лондон. Англичане — народ сдержанный и чувства свои вы ражает не слишком бурно. В изъятие и з этого правила, лондонская публика при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2