Сибирские огни, 1956, № 6
композиторов. Первый фортепианный концерт Чайковского получил мировую известность, будучи также исполненным на парижской выставке. Мне было понятно, что произведения Римского-Корсакова не могут не иметь успеха . Но при чем тут были... медведи? Отец объяснил, что французы , мало све дущие о нашей стране, слишком часто вспоминают этих обитателей русских ле сов, говоря о нас, о наших обычаях, о нашей жизни. Но чувство гордости за русское искус ство с особенной силой проявилось во мне в 19 0 8 году во время первых гаст ролей Мариинского театра в Европе. Годом раньше состоялась концертная поездка русских больших певцов и звезд нашего балета в Париж. Успех был та кой, что на следующий год потребова лось везти полные спектакли. Организатором памятных всему миру гастролей Мариинского театра был уче ник Римского-Корсакова С. Н. Дягилев. Отличный музыкант, широко образован ный человек, Дягилев, как и многие рус ские аристократы того времени, нигде не работал, лишь числился в министерстве иностранных дел. Он был, что называет ся , «почетным гражданином кулис» и в театрах знал всех, и все знали его. Мариинский оперный театр был импе раторским, казенным, финансировался государством. Но к заграничным поезд кам театра царское правительство не имело никакого отношения, если только не прямо отрицательное. Ведь русская драма и русская опера занимали в Пе тербурге далеко не то положение, на ка кое они имели право. Вкусы определя лись придворными кругами, а интересы этих кругов были весьма далеки от на ших национальных запросов и чаяний. Царский двор жил под иностранными влияниями, главным образом — фран цузским и немецким. В конце прошлого столетия началась яростная борьба русского самобытного театра за свое будущ ее . Она, конечно, качалась не внезапно и имела глубокие исторические корни. В русском театре было много блестящих актеров, которые стремились как можно более правдиво показать изображаемый характер во всей его глубине. В опере хотя еще и царила косность, но уж е появились от дельные певцы, обладавшие сильным и ярким драматическим дарованием, •— Фигнер, Комиссаржевский, Стравинский. Русская оперная музыка после Глинки стала на путь изображения глубочайших душевных переживаний своих героев, пошла по своему соб ственному пути, отличному от путей оперной музыки Европы. Даргомыж ский, Бородин, Римский-Корсаков, Му соргский, Чайковский стремились сд е лать свои оперы близкими и понят ными всему народу . В основе нашей оперной культуры всегда лежали на родные песни. Песня — душа народа, и вся наша классическая русская опер ная музыка — тоже выражение души великого русского народа. Творения этих композиторов нельзя было испол нять по-старому. Нужен был иной под ход к «Ивану Сусанину», «Русалке» , «Борису Годунову», «Царской невесте» , чем, окажем, к запетой на всех сценах мира «Африканке» Мейербера, которая держится лишь на нескольких красивых музыкальных моментах и совершенно ли шена какой бы то ни было идеи и содер жания. В операх русских композиторов главным является целое, а не отдельные его части, не красивая мелодия или эф фектная музыкальная фраза, а идейное содержание всего произведения. Этому идейному содержанию всегда подчинен каждый отдельный момент всей оперы, каждая мелодия, каждая музыкальная фраза.' Чтобы эти произведения прозвучали по-настоящему, нужен был новый, иной подход к исполнению творений русских композиторов. И вот на русскую опер ную сцену проникает влияние новой рус ской драмы, во главе которой стоял тог да молодой Московский Художественный театр. Появляется целая плеяда блестя щих певцов — Шаляпин, Собинов, Ер шов, Смирнов и другие. Обладая удиви тельными голосами, эти певцы отлича лись, кроме того, и крупными драмати ческими дарованиями. Любой из них за нял бы первое положение и в драме. Партии в русских операх стали испол няться совсем иначе. Певец не только пел, а и играл, создавая правдивый об раз. Воздействие оперного спектакля на зрителя возрастало от этого во много раз. Высокой культуры режиссеры пришли на оперную сцену из драматиче ских театров и принесли на оперные под мостки лучшие традиции русской дра мы. Блестящие художники-декораторы Головин, Коровин, Серов, Бенуа, Добу- жинский, Наталия Гончарова —■ делали ослепительно-красочные декорации, за мечательно верно воспроизводившие эпоху, в которой происходило действие. Большой силы дирижеры появились в русской опеое — Направник, Сук; Блю- менфельд, Штейнберг. Балет также из менил свое лицо. Он перестал быть вставным номером в оперном спектакле, а сделался полноправным его участни ком. Балетные ж е спектакли поднялись на небывалую высоту танцевальной тех ники и наполнились глубоким и сильным драматическим содержанием. Русский балет вырастил таких артистов, как Каосавина, Ваганова, Павлова, Преобра женская, Кшесинская, Фокин, Нижин ский, Тихомиров, Стуколкин, и многих других. Подавляющее большинство названных мною имен связано с Маоиинским теат ром в Петербурге. Новый стиль оперно го спектакля, который в этом театре вы 11'. «Сибирские огни» № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2