Сибирские огни, 1956, № 6

композиторов. Первый фортепианный концерт Чайковского получил мировую известность, будучи также исполненным на парижской выставке. Мне было понятно, что произведения Римского-Корсакова не могут не иметь успеха . Но при чем тут были... медведи? Отец объяснил, что французы , мало све­ дущие о нашей стране, слишком часто вспоминают этих обитателей русских ле­ сов, говоря о нас, о наших обычаях, о нашей жизни. Но чувство гордости за русское искус­ ство с особенной силой проявилось во мне в 19 0 8 году во время первых гаст­ ролей Мариинского театра в Европе. Годом раньше состоялась концертная поездка русских больших певцов и звезд нашего балета в Париж. Успех был та­ кой, что на следующий год потребова­ лось везти полные спектакли. Организатором памятных всему миру гастролей Мариинского театра был уче­ ник Римского-Корсакова С. Н. Дягилев. Отличный музыкант, широко образован­ ный человек, Дягилев, как и многие рус­ ские аристократы того времени, нигде не работал, лишь числился в министерстве иностранных дел. Он был, что называет­ ся , «почетным гражданином кулис» и в театрах знал всех, и все знали его. Мариинский оперный театр был импе­ раторским, казенным, финансировался государством. Но к заграничным поезд­ кам театра царское правительство не имело никакого отношения, если только не прямо отрицательное. Ведь русская драма и русская опера занимали в Пе­ тербурге далеко не то положение, на ка­ кое они имели право. Вкусы определя­ лись придворными кругами, а интересы этих кругов были весьма далеки от на­ ших национальных запросов и чаяний. Царский двор жил под иностранными влияниями, главным образом — фран­ цузским и немецким. В конце прошлого столетия началась яростная борьба русского самобытного театра за свое будущ ее . Она, конечно, качалась не внезапно и имела глубокие исторические корни. В русском театре было много блестящих актеров, которые стремились как можно более правдиво показать изображаемый характер во всей его глубине. В опере хотя еще и царила косность, но уж е появились от­ дельные певцы, обладавшие сильным и ярким драматическим дарованием, •— Фигнер, Комиссаржевский, Стравинский. Русская оперная музыка после Глинки стала на путь изображения глубочайших душевных переживаний своих героев, пошла по своему соб­ ственному пути, отличному от путей оперной музыки Европы. Даргомыж­ ский, Бородин, Римский-Корсаков, Му­ соргский, Чайковский стремились сд е ­ лать свои оперы близкими и понят­ ными всему народу . В основе нашей оперной культуры всегда лежали на­ родные песни. Песня — душа народа, и вся наша классическая русская опер­ ная музыка — тоже выражение души великого русского народа. Творения этих композиторов нельзя было испол­ нять по-старому. Нужен был иной под­ ход к «Ивану Сусанину», «Русалке» , «Борису Годунову», «Царской невесте» , чем, окажем, к запетой на всех сценах мира «Африканке» Мейербера, которая держится лишь на нескольких красивых музыкальных моментах и совершенно ли­ шена какой бы то ни было идеи и содер ­ жания. В операх русских композиторов главным является целое, а не отдельные его части, не красивая мелодия или эф ­ фектная музыкальная фраза, а идейное содержание всего произведения. Этому идейному содержанию всегда подчинен каждый отдельный момент всей оперы, каждая мелодия, каждая музыкальная фраза.' Чтобы эти произведения прозвучали по-настоящему, нужен был новый, иной подход к исполнению творений русских композиторов. И вот на русскую опер­ ную сцену проникает влияние новой рус­ ской драмы, во главе которой стоял тог­ да молодой Московский Художественный театр. Появляется целая плеяда блестя­ щих певцов — Шаляпин, Собинов, Ер­ шов, Смирнов и другие. Обладая удиви­ тельными голосами, эти певцы отлича­ лись, кроме того, и крупными драмати­ ческими дарованиями. Любой из них за­ нял бы первое положение и в драме. Партии в русских операх стали испол­ няться совсем иначе. Певец не только пел, а и играл, создавая правдивый об ­ раз. Воздействие оперного спектакля на зрителя возрастало от этого во много раз. Высокой культуры режиссеры пришли на оперную сцену из драматиче­ ских театров и принесли на оперные под­ мостки лучшие традиции русской дра­ мы. Блестящие художники-декораторы Головин, Коровин, Серов, Бенуа, Добу- жинский, Наталия Гончарова —■ делали ослепительно-красочные декорации, за ­ мечательно верно воспроизводившие эпоху, в которой происходило действие. Большой силы дирижеры появились в русской опеое — Направник, Сук; Блю- менфельд, Штейнберг. Балет также из­ менил свое лицо. Он перестал быть вставным номером в оперном спектакле, а сделался полноправным его участни­ ком. Балетные ж е спектакли поднялись на небывалую высоту танцевальной тех­ ники и наполнились глубоким и сильным драматическим содержанием. Русский балет вырастил таких артистов, как Каосавина, Ваганова, Павлова, Преобра­ женская, Кшесинская, Фокин, Нижин­ ский, Тихомиров, Стуколкин, и многих других. Подавляющее большинство названных мною имен связано с Маоиинским теат­ ром в Петербурге. Новый стиль оперно­ го спектакля, который в этом театре вы­ 11'. «Сибирские огни» № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2