Сибирские огни, 1956, № 6
ние владеть собой, строгость и требова тельность к себе , как артисту. Какое ве ликое значение имеют для артиста ре жим и тренировка, можно судить на при мере Батистини — он дожил до семиде^- сяти шести лет, сохранив свой чудесный голос в полном блеске. Батистини пел только шесть месяцев в году и в эти пол- года вел форменным образом аскетиче ский образ жизни, как ни мучительно трудно это ему давалось, — ведь он обо жал хорошее вино, хорошую сигару, лю бил покушать, но во всем себе отказы вал во время работы. Вспоминаю такой случай, происшед ший в один из приездов Маттиа Батисти ни в Петербург. У итальянских певцов- .гастролеров было правило: гонорар за выступление должен быть вручен певцу до 12 часов того же дня. Если этого не сделано в указанный срок, певец может считать себя свободным, — выступление, следовательно, не состоится. Однажды я запоздал с уплатой на це лый час и застал Батистини в гостинице за обеденным столом. Несмотря на мои усиленные просьбы, Батистини не при нял денег и отказался петь в этот день — он пообедал, и дыхание будет стеснено... — Пришли бы вы вовремя, — сказал Батистини, — меню моего обеда было бы другим, и я пел бы... Такое упорство Батистини сперва ме ня рассмешило, а потом и рассердило — из-за того, что Батистини пообедал, ia- до было отменять спектакль! Но на все мои дальнейшие просьбы и мольбы пе вец отвечал одним словом: — Дыхание... Наконец я понял, что это не каприз Батистини, а вполне законное взыска тельное отношение к своему делу — к искусству. Спектакль был отменен. Батистини пел во многих русских опе рах. Ему очень нравилась музыка Чай ковского, он с обожанием относился к «Евгению Онегину» и «Пиковой даме». Вообще, как заявлял сам Батистини, он любил выступать перед русской публи кой. Незадолго до второй мировой войны Батистини, как я слышал, собирался приехать в СССР. Советским людям его пение, несомненно, доставило бы боль шое наслаждение — несмотря на пре клонный возраст, Батистини располагал прекрасным голосом. Но приезду в нашу страну помешала война, а затем — увы! — и смерть великого итальянского певца... * * * Получилось так, что, начав рассказ об итальянских певцах, я невольно разгово рился и о русских. Но пусть читатель моих воспоминаний не судит меня стро го, поймет мое увлечение и русскими и итальянскими певцами, так как все они — великие мастера пения — искус ства глубоко народного. „РУССКИЕ СЕЗОНЫ" На всю жизнь сохранил я чувство глубочайшей благодарности моим роди телям, особенно отцу, за то, что он на учил меня любить, понимать и высоко ценить все русское, в чем бы оно ни . проявлялось — в музыке, театре, жи вописи, литературе. У меня в жизни бы ли два момента, когда я готов был уйти, как говорится, «в мир иной». Спасла меня мысль: остаться без общества рус ских людей, без русского языка, без рус ского искусства, — нет, что угодно мож но вытерпеть в своей личной жизни ра ди того, чтобы хоть на день продлились радости, доставляемые мне всем рус ским. Пусть не подумают, что я с презрени ем отношусь ко всему нерусскому. Боже избавь, это мне никогда не было свой ственно. Я так же хорошо знаю, скажем, итальянскую или немецкую оперную му зыку, как и нашу, русскую. Я мог бы стать гидом по Лувру, по мюнхенской Пинакотеке, так ж е , как мог бы водить людей по залам Третьяковки, Русско го музея . Я люблю русскую архитекту ру , но сколько радостного волнения вы зывали во мне старинные здания Испа нии, замки Франции, улочки Генуи, ка налы Венеции ... Очень запомнился 1 8 9 3 год. Мне бы ло тринадцать лет. «Богами» моими в музыке были Глинка и Мусоргский. Чай ковского я .тогда ценил меньше, но когда Петру Ильичу вручали в Англии знаки доктора Оксфордского университета, я был счастлив, как русский, а в конце то го ж е года чуть тяжело не заболел , пос ле известия о смерти Чайковского. Вспоминается также мне, как, покаш ливая, окая, поглаживая бороду , отец мой ходил по столовой и говорил: — Ай да Николай Андреевич, ай да Римский! Показал он им. Вот тебе и русские медведи... Дело было в том, что Н. А . Римский- Корсаков выступал в тот год на париж ской выставке. По условиям выставочно го комитета государству — участнику выставки полагалось прислать и свой симфонический оркестр и исполнять про изведения только своих национальных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2