Сибирские огни, 1956, № 6
были откуплены богатыми итальянцами, и каждый владелец отделывал и укра шал свою ложу по собственному вкусу. Поэтому зрительный зал удивлял пе стротой и разнобоем своего внутреннего вида. Теперь об итальянских певцах. Прославленный король теноров Анд- желло Мазини был любимцем Петербур га. Он обладал голосом удивительного тембра, огромного дыхания, а главное — редчайшим уменьем извлечь из своего голоса поразительные по красоте звуки. Однако при всем великолепии своих голосовых средств Мазини на сцене был всего только певцом. Ему ничего не стои ло во время страстного дуэта оставить свою партнершу, уйти в другой конец сцены и там одному петь в публику то, что по смыслу арии требовало непосред ственного общения с партнершей. Надо признать, что знаменитую песен ку герцога в опере «Риголетто» Верди Мазини, даже будучи стариком, пел, как никто. Он всегда заканчивал ее каденци ей, которой у Верди не было. Эта мази- ниевская каденция вошла потом в пар тию герцога и ныне исполняется всеми певцами мира. В исполнении Мазини песенка герцога всегда имела поиетине сумасшедший успех. Он бисировал ее по десять-две- надцать раз. Кончив петь и выдержав такты отыгрыша в оркестре, Мазини, не обращая никакого внимания на апло дисменты, даже не кланяясь публике, начинал петь снова. Грохот рукоплеска ний стихал на третьем такте и опять возникал, как только песенка, точнее — каденция кончалась. Мазини опять от считывал про себя такты оркестрового отыгрыша и снова начинал петь. Пропев песенку положенное им число раз, Мази ни делал публике красивый поклон и не менее красивым жестом приглашал на сцену актрису, певшую партию Мад лены. Вспоминая о бесподобном исполнении песенки герцога великим итальянцем, я не могу удержаться, чтобы не рассказать о том, как эту ж е арию спел однажды наш русский тенор Дмитрий Смирнов, обладатель редкого по красоте голоса, блестяще им владевший. Если Смирнов и пел песенку не с таким блеском и ши ком, как Мазини, то по дыханию он был гораздо выше, причем тут дело было не только в щедрости природы, давшей Смирнову широкую грудь. Однажды в Кисловодске после спек такля на веранде ресторана собрались Иахим Викторович Тартаков, известный в то время баритон Оскар Игнатьевич Камионский, дирижер Вячеслав Ивано вич Сук — впоследствии народный ар тист Советского Союза. Был здесь и Дмитрий Смирнов. Зашел разговор о дыхании певцов. Смирнов вскользь заметил, что он в пе сенке герцога берет дыхание всего два роза. Я спросил его: «С каденцией Ма зини?»— «Конечно» ,— спокойно ответил' Смирнов. Все сидевшие за столом выра зили недоверие. Смирнов предложил до вольно крупное пари. Сук подстроил ор кестр, чтобы он был в тоне, взял у дири жера палочку. Смирнов снял пиджак, по весил на спинку стула , несколько раз глубоко вздохнул и кивнул Суку. С пер выми же звуками оркестрового вступле ния на веранде стало тихо. Смирнов за пел. Участники спора внимательно сле дили за певцом, ни на секунду не отры вая глаз от его рта. Воздуха Смирнову хватило на всю песенку, а перед самой каденцией он вдохнул его еще раз. Все мы — и участники спора, и музыканты, и случайные слушатели этого неожидан ного выступления знаменитого певца — были поражены. Дмитрий Смирнов был награжден неистовыми аплодисментами. Но надо рассказать еще об одном сл у чае со Смирновым. На юге Франции, в Ницце открывался вновь построенный оперный театр. На его открытие наметили «Богему» Пуччи ни — и для первого спектакля пригласи ли лучших певцов мира. Дмитрий Смир нов пел Рудольфа , Шаляпин — филосо фа Калинэ. Партию Мими пела, если не ошибаюсь, Арнольдсон, Марселя — Тит- то Руффо . Кстати, о Титто Руффо . Это был феноменальный певец. Баритон, но он мог петь и как лирический тенор — так огромен был диапазон его удиви тельного голоса. На всех сценах мира Руффо всегда имел потрясающий успех и уступал в этом лишь Шаляпину. Осо бенно великолепны были у Титто Р уф фо верхние ноты. Но и у Дмитрия Смирнова было бле стящее, чистое и сильное верхнее до. Я как-то пустил словечко, что это до у Смирнова такое крепкое, что его даже зенавес не в силах переломить. Это была не пустая фраза: если случалось, что Смирнов кончал этой нотой акт, то пуб лика дослушивала певца уж е при спу щенном занавесе. В тот вечер, когда шел спектакль в Ницце, мы сидели в уборной Шаляпина. Федор Иванович попросил Смирнова: — Митя, покажи ты итальянским пев цам наше русское до... Смирнов сказал, чтобы мы ждали его в уборной. Ждем. Вот и финал первого акта оперы, слышится дуэт Рудольфа и Мими. Как известно, он кончается верх ним до. Смирнов и Арнольдсон берут эту ноту, в зале словно взлетают две вели колепные чудо-птицы. Но тут происходит нечто почти невероятное. Продолжая тя нуть свое до, Смирнов нежно обнимает Мими — Арнольдсон и медленно, нароч но очень медленно, уводит ее за кулисы. Опускается занавес, в зале начинается истошный вопль зрителей, требующих немедленного выхода Смирнова и его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2