Сибирские огни, 1956, № 6
расцеловал меня. В книге Н. А. Римско го-Корсакова «Летопись моей музыкаль ной жизни» есть об этом вечере не сколько дорогих мне слов: «1 6 октября 1906 года в Народном доме первое пред ставление «Садко». Дирекция Кирикова, дирижер Зеленый». И дальше приводит ся рецензия — крупный успех «Садко» на спектаклях, прошедших при перепол ненном зале... Н. А. Римский-Корсаков был удиви тельно русским композитором. Россию он любил с огромной силой чувства и бес престанно пользовался русскими народ ными сказками в своих произведениях. Это не точно сказано — он не пользовал ся, а писал музыку, насквозь пропитан ную русским национальным духом , — Николай Андреевич превосходно знал русские народные песни. Однажды меня поразил такой случай. Как-то днем мне надо было о чем-то с ним переговорить. Я знал, что он в театре. Пошел к нему в кабинет — пусто. Отправился разыски вать его — нигде не могу найти. Обошел все здание — нету. Да что за загадка та кая, пальто-то висит на вешалке! Вдруг слышу пение, пошел на голос. В одной из лож не то мебельщик, не то обойщик что-то поправляет и поет. В аванложе стоит Николай Андреевич и быстро запи сывает. Увидев меня, он сердито нахму рился и затряс бородой — не мешайте. Оказалось, он шел мимо и услышал пе ние. Песню он не знал и, очень ей обра дованный, принялся скорее записывать. Я спросил его: * — Зачем вам она, Николай Андрее вич? Вы и так все русские песни знаете ... Он печально покачал головой, вздох нул и медленно ответил: — Нет, дорогой мой, к сожалению, не все я наши песни знаю, если такую пре лесть впервые стариком встретил... Римский-Корсаков очень любил фанта стику. Он был одним из величайших ска зочников, повествуя в своих операх о самых невероятных происшествиях, са мых фантастических делах. Из пятнадца ти написанных им опер, насколько я помню, восемь имеют сказочные сю жеты. «Снегурочка» — замечательное созда ние русского музыкального гения. Слу шаешь эту музыку, и невольно думает ся — каким ж е душевно-чистым челове ком надо быть, чтобы сочинить такое чудо! Как надо любить свой народ, что бы найти такой музыкальный язык для выражения своих чувств и мыслей о сво ем народе! Я знаю «Снегурочку» наи зусть, и меня всегда охватывает чувство радостной зависти, когда я думаю, что есть люди, которым еще только предсто ит впервые насладиться этой оперой. Римский-Корсаков написал две поли тически острых оперы-сказки — «Сказ ку о царе Салтане» и «Золотого петуш ка». За это композитора очень не люби ли в высших кругах тогдашней России. Особенно ярко сказалось такое отноше ние к композитору на постановке «Зол о того петушка». В этой опере он, как ни в какой другой, откровенно смеялся над глупостью и косностью царского строя, над его гнилым режимом. Это не значит, что Николай Андреевич был активным революционером. Нет, Римский-Корса ков просто был русским патриотом и мечтал о том, чтобы Россия стала под линно великой державой . Настойчивые хлопоты композитора о постановке «Золотого петушка» не увен чались успехом . Цензура категорически запретила оперу. Николай Андреевич умер в 1 9 0 8 году, так и не добившись разрешения на постановку. Спустя год. или полтора после его смерти такое раз решение удалось получить мне, причем цензура обязала меня ставить «Петуш ка» только в театре Консерватории, но ни под каким видом не в Народном доме,, ограничивая тем самым число слушате лей оперы. Получив с таким трудом добытое в цензуре разрешение, я поехал к вдове Николая Андреевича — Надежде Нико лаевне получить ее согласие на поста новку. Совершенно неожиданно для ме ня она отказала: — Николай Андреевич лично помо гал вам во всех постановках его произве дений. Кто вам заменит его сейчас?- А ведь «Золотой петушок» его любимая опера ... Как я ни умолял — ничего не помогло.. А я считал своей обязанностью перед памятью великого русского композитора во что бы то ни стало поставить именно эту оперу в нашем театре. Наконец, пос ле долгой беседы Надежда Николаевна, согласилась, но с одним условием — если любимый ученик Николая Андреевича, замечательный русский композитор Александр Константинович Глазунов даст ей ручательство, что принимает на себя всю ответственность за худож ест венную сторону дела. Я кинулся к Глазунову. Такой ж е вы сокий ростом, как и его учитель, в таком же длиннополом сюртуке, какие сейчас можно видеть лишь в театре, но при этом — полная противоположность свое му учителю — грузный и плотный. Увы, Глазунов отказался — нет вре мени. Уговорить его мне помог Ф. И. Шаляпин. Словом, Александр Констан тинович написал вдове нужное письмо. Начались самые для меня горячие дни, какие я только знал за пятьдесят пять лет моей работы в театре. А. К. Глазунов, мягкий и ласковый человек, превращался в каменную глы бу, когда дело касалось музыки его лю бимого учителя. Был такой случай. В «Золотом петушке» небольшую партию ведет челеста. Этот музыкальный ин струмент по виду напоминает не то фис гармонию, не то клавесин. Играют на клавишах, но молоточки ударяют н е по.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2