Сибирские огни, 1956, № 6

И С ССт 6 (Г ~ ---------------- -=-.у>д и ^ - — М. Ф. КИРИКОВ Воспоминания актера 1 Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Прошло почти полвека с тех пор, а он стоит у меня перед глазами во весь свой высокий рост, и я, как сейчас, вижу его медленные движения, слышу резковатый голос... Высокий лоб, седые волосы, под­ стриженные бобриком, длинный сюртук, большие очки придавали его фигуре не­ сколько суховатый вид. Первое впечатле­ ние было иногда даже не в его пользу — какой-то очень уж . хмурый и необщи­ тельный человек, сухой , если не прямо сухарь . Этому впечатлению способство­ вало то, что Николай Андреевич Рим­ ский-Корсаков был замкнут в себе , по­ стоянно занят работой своей творческой мысли. Но это впечатление мгновенно исчеза­ ло, если беседа увлекала Николая Анд­ реевича. На устах его появлялась добро­ душная, порой почти детская улыбка, движения делались широкими, поход­ ка — быстрой. Он словно бы становил­ ся на много лет моложе, его выразитель­ ные глаза смотрели с необыкновенной живостью. Я познакомился с Николаем Андрее­ вичем в 1901 году. Я был тогда антре­ пренером и директором частной оперы в Петербурге . Мы стремились подобрать для театра солидный высокохудожест­ венный репертуар . Обойтись при этом без опер Римского-Корсакова было про­ сто невозможно. В один из апрельских вечеров я стоял у дверей квартиры знаменитого компози­ тора. Понятно мое волнение. Я шел к че­ ловеку уж е всемирно известному, к че­ ловеку, трудами которого гордилась не только Россия , а и весь культурный мир. Римского-Корсакова хорошо знали за границей. В Петербургскую консерва­ торию к нему приезжали учиться талант­ ливые молодые композиторы — испанец Гарсия Мансилья, итальянец Респиги. Верным учеником и последователем Римского-Коосакова был французский композитор Морис Равель. .Сам Римский- Корсаков создал к тому времени десятки замечательных произведений . 1 О к о н ч а н и е . Начало см. «Сиб. огни» № 3. Я дернул ручку звонка. Он слабо звякнул, и я не удержался, чтобы не отметить про себя — на ноте «ми». За дверью ничего не было слышно. У меня были подготовленные фразы обращения к Николаю Андреевичу. В ожидании, когда откроют дверь, я начал повторять текст почтительного приветствия. Вдруг дверь открылась. Передо мною стоял сам Римский-Корсаков. Я от неожиданности растерялся и что-то пробормотал. Придя немного в себя , я заметил, что знаме­ нитый композитор сам чем-то смущен. Оказалось, что Николай Андреевич был в квартире один, но забыл об этом и вот — задержал меня у двери. Мы вошли в его кабинет. Большой стол, заваленный нотами, рукописями, папками. Рояль. На пюпитре недописан- ная страница. — Мы хотим в нашем театре дать публике добротные оперные спектак­ ли, — сказал я. — В репертуаре долж­ ны быть лучшие европейские и — прежде всего — русские оперы, а поста­ вить их предполагаем по возможности не хуж е , чем даже в императорских' те­ атрах. И я попросил Николая Андреевича не отказать в разрешении поставить его оперы. — А где ж е вы собираетесь играть?— спросил Николай Андреевич. Я рассказал, что арендованы все сво­ бодные дни в Консерватории и в Народ­ ном доме. Мой хозяин вскочил со стула и заша­ гал по комнате. — В Народном доме? Да это ж е за­ мечательно! Какая аудитория! Народный дом — огромный театр ты­ сячи на полторы мест в партере и в ло ­ жах, да еще сзади и по бокам большой амфитеатр, в котором было, должно быть, тысячи три мест для стояния. Би­ лет на эти места стоил гривенник, так что студенты , служащие и даже рабочие постоянно заполняли весь зал. Естест­ венно, Римскому-Корсакову понравилось,, что его оперы будет слушать такая масса народу. Своим чуть резковатым голосом Ни­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2