Сибирские огни, 1956, № 6
И С ССт 6 (Г ~ ---------------- -=-.у>д и ^ - — М. Ф. КИРИКОВ Воспоминания актера 1 Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Прошло почти полвека с тех пор, а он стоит у меня перед глазами во весь свой высокий рост, и я, как сейчас, вижу его медленные движения, слышу резковатый голос... Высокий лоб, седые волосы, под стриженные бобриком, длинный сюртук, большие очки придавали его фигуре не сколько суховатый вид. Первое впечатле ние было иногда даже не в его пользу — какой-то очень уж . хмурый и необщи тельный человек, сухой , если не прямо сухарь . Этому впечатлению способство вало то, что Николай Андреевич Рим ский-Корсаков был замкнут в себе , по стоянно занят работой своей творческой мысли. Но это впечатление мгновенно исчеза ло, если беседа увлекала Николая Анд реевича. На устах его появлялась добро душная, порой почти детская улыбка, движения делались широкими, поход ка — быстрой. Он словно бы становил ся на много лет моложе, его выразитель ные глаза смотрели с необыкновенной живостью. Я познакомился с Николаем Андрее вичем в 1901 году. Я был тогда антре пренером и директором частной оперы в Петербурге . Мы стремились подобрать для театра солидный высокохудожест венный репертуар . Обойтись при этом без опер Римского-Корсакова было про сто невозможно. В один из апрельских вечеров я стоял у дверей квартиры знаменитого компози тора. Понятно мое волнение. Я шел к че ловеку уж е всемирно известному, к че ловеку, трудами которого гордилась не только Россия , а и весь культурный мир. Римского-Корсакова хорошо знали за границей. В Петербургскую консерва торию к нему приезжали учиться талант ливые молодые композиторы — испанец Гарсия Мансилья, итальянец Респиги. Верным учеником и последователем Римского-Коосакова был французский композитор Морис Равель. .Сам Римский- Корсаков создал к тому времени десятки замечательных произведений . 1 О к о н ч а н и е . Начало см. «Сиб. огни» № 3. Я дернул ручку звонка. Он слабо звякнул, и я не удержался, чтобы не отметить про себя — на ноте «ми». За дверью ничего не было слышно. У меня были подготовленные фразы обращения к Николаю Андреевичу. В ожидании, когда откроют дверь, я начал повторять текст почтительного приветствия. Вдруг дверь открылась. Передо мною стоял сам Римский-Корсаков. Я от неожиданности растерялся и что-то пробормотал. Придя немного в себя , я заметил, что знаме нитый композитор сам чем-то смущен. Оказалось, что Николай Андреевич был в квартире один, но забыл об этом и вот — задержал меня у двери. Мы вошли в его кабинет. Большой стол, заваленный нотами, рукописями, папками. Рояль. На пюпитре недописан- ная страница. — Мы хотим в нашем театре дать публике добротные оперные спектак ли, — сказал я. — В репертуаре долж ны быть лучшие европейские и — прежде всего — русские оперы, а поста вить их предполагаем по возможности не хуж е , чем даже в императорских' те атрах. И я попросил Николая Андреевича не отказать в разрешении поставить его оперы. — А где ж е вы собираетесь играть?— спросил Николай Андреевич. Я рассказал, что арендованы все сво бодные дни в Консерватории и в Народ ном доме. Мой хозяин вскочил со стула и заша гал по комнате. — В Народном доме? Да это ж е за мечательно! Какая аудитория! Народный дом — огромный театр ты сячи на полторы мест в партере и в ло жах, да еще сзади и по бокам большой амфитеатр, в котором было, должно быть, тысячи три мест для стояния. Би лет на эти места стоил гривенник, так что студенты , служащие и даже рабочие постоянно заполняли весь зал. Естест венно, Римскому-Корсакову понравилось,, что его оперы будет слушать такая масса народу. Своим чуть резковатым голосом Ни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2