Сибирские огни, 1956, № 6
лежали бесполезные земли. Тишина сто яла над степью... Здесь проходил когда-то великий ка торжный путь. В серых арестантских халатах, звеня кандалами, шли трактом скорби и слез лучшие люди России. В 1 9 3 2— 19 3 3 годах пришли на пра вый берег первые строители. Стальные зубья экскаваторов врезались в слежав шуюся, спрессованную тысячами ног землю кандального тракта. Началась 3aj кладка котлована первенца современной индустрии Красноярска. Но это было лишь начало. В годы Великой Отечественной войны по воле Коммунистической партии город на Енисее превратился в один из арсена лов нашей грядущей победы. ...Морозный ноябрьский ветер взвих ривал снежную пыль над путями стан ции Злобино. Сюда прибывали вереницы платформ, на которых укутанные от вет ра и мороза горбатились стальные, ске леты станков. А рядом топтались в тщетных попытках согреться люди. То прибывал к месту своего второго рождения спасенный от врага один из ста рейших в стране Брянский паровозо строительный завод «Красный Профин- терн». Не без тревоги оглядели прибывшие запорошенное мелким снежком поле. Здесь , на этом заснеженном картофели- щ е , в ветхих сарайчиках должен был воскреснуть один из крупнейших в стра не заводов. ...Пристывали к металлу руки, когда сгружали люди с платформ станки и бе режно несли их в наспех Сколоченные дощатые тепляки. Конструкторы и тех нологи, начальники цехов и мастера, то кари и сталевары, прокатчики и слеса ри — все, кто прибыл с заводом, стали его строителями. Людей расселили в окрестных дере вушках. Приходилось два раза в день проделывать 12 — 15-километровый путь, долбить мерзлую землю, подносить кир пичи и мгновенно застывающий на моро зе строительный раствор. Но какая гор дость наполнила сердца людей, когда отошел от станции Злобино первый эше лон с продукцией завода. А по соседству уж е поднимались кор пуса мощной электростанции — первен ца крупной энергетики в городе, судо строительного, цементного, гидролизного заводов и многих других предприятий. Родина с отеческой лаской наградила героический труд скромных солдат тыла. На знаменах коллективов . Сибирского завода тяжелого машиностроения, как именуется на новом месте старый Брян ский завод, и строительного треста № 4 7 , чьим трудом преображен правый берег, заискрились ордена Трудового Красного Знамени. Нет больше безлюдной правобережной террасы. Почти на тридцать пять кило метров от Лалетино до Березовки про тянулись вдоль Енисея кварталы свет лых многоэтажных домов. Свыше двух В р ечн ом п о р т у . Фото С. Малобицкого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2