Сибирские огни, 1956, № 6

лежали бесполезные земли. Тишина сто­ яла над степью... Здесь проходил когда-то великий ка­ торжный путь. В серых арестантских халатах, звеня кандалами, шли трактом скорби и слез лучшие люди России. В 1 9 3 2— 19 3 3 годах пришли на пра­ вый берег первые строители. Стальные зубья экскаваторов врезались в слежав­ шуюся, спрессованную тысячами ног землю кандального тракта. Началась 3aj кладка котлована первенца современной индустрии Красноярска. Но это было лишь начало. В годы Великой Отечественной войны по воле Коммунистической партии город на Енисее превратился в один из арсена­ лов нашей грядущей победы. ...Морозный ноябрьский ветер взвих­ ривал снежную пыль над путями стан­ ции Злобино. Сюда прибывали вереницы платформ, на которых укутанные от вет­ ра и мороза горбатились стальные, ске­ леты станков. А рядом топтались в тщетных попытках согреться люди. То прибывал к месту своего второго рождения спасенный от врага один из ста­ рейших в стране Брянский паровозо­ строительный завод «Красный Профин- терн». Не без тревоги оглядели прибывшие запорошенное мелким снежком поле. Здесь , на этом заснеженном картофели- щ е , в ветхих сарайчиках должен был воскреснуть один из крупнейших в стра­ не заводов. ...Пристывали к металлу руки, когда сгружали люди с платформ станки и бе­ режно несли их в наспех Сколоченные дощатые тепляки. Конструкторы и тех­ нологи, начальники цехов и мастера, то­ кари и сталевары, прокатчики и слеса­ ри — все, кто прибыл с заводом, стали его строителями. Людей расселили в окрестных дере­ вушках. Приходилось два раза в день проделывать 12 — 15-километровый путь, долбить мерзлую землю, подносить кир­ пичи и мгновенно застывающий на моро­ зе строительный раствор. Но какая гор­ дость наполнила сердца людей, когда отошел от станции Злобино первый эше­ лон с продукцией завода. А по соседству уж е поднимались кор­ пуса мощной электростанции — первен­ ца крупной энергетики в городе, судо­ строительного, цементного, гидролизного заводов и многих других предприятий. Родина с отеческой лаской наградила героический труд скромных солдат тыла. На знаменах коллективов . Сибирского завода тяжелого машиностроения, как именуется на новом месте старый Брян­ ский завод, и строительного треста № 4 7 , чьим трудом преображен правый берег, заискрились ордена Трудового Красного Знамени. Нет больше безлюдной правобережной террасы. Почти на тридцать пять кило­ метров от Лалетино до Березовки про­ тянулись вдоль Енисея кварталы свет­ лых многоэтажных домов. Свыше двух В р ечн ом п о р т у . Фото С. Малобицкого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2