Сибирские огни, 1956, № 6
гарского каскада. Наряду с Иркутской станцией в шестистах километрах вниз по течению будет создана Братская ГЭС — самая крупная гидростанция ми ра. В то время как Иркутская станция ■будет иметь 6 6 0 тысяч киловатт, мощ ность Братской ГЭС исчисляется 3 ,2 млн. квт. Между Иркутском и Братском спла нированы еще две электростанции и од на ниже по течению от Братска. Пять гидростанций Ангарского каскада будут давать десять миллионов киловатт. Это в общем вдвое больше всей энергоспо собности Германской Демократической Республики. Ангарский каскад является одним из важнейших проектов дальнейшего хозяй ственного строительства СССР, благода ря которому новые промышленные цен тры Сибири обеспечиваются током. Элек тростанция Иркутска будет прежде всего поставлять ток алюминиевому комбина ту, находящемуся в стадии строитель ства , и электрифицируемой транссибир ской магистрали... Почти целый день я провел на строи тельной площадке Иркутской гидро электростанции. Рабочие перевыполнили все установленные сроки и ушли так да леко, что в настоящее время уже монти руют две первые турбины. В этом году будет дан первый ток. Всего электро станция будет иметь восемь турбин, ко торые сдадут до конца будущего года в производство. Плотина имеет 2 ,6 кило метра в длину и связывает обе высоты ангарской долины. Чтобы забетонировать то место, где вода Ангары будет попадать в турбины, реку отвели. После того как бетонирова ние было закончено, временную пере мычку снова убрали. 9 июля мощную реку перекрыли. 3 1 7 грузовиков в час въезжали на пон тонный мост и бросали тяжелые бетон ные кубы и камни в стометровый проран. Можно сказать точнее: Ангара была пе рекрыта за двадцать восемь часов, и ее течение заключено в бетонные каналы электростанции. В октябре начнется пер вое скопление воды для турбин. В конце следующ его года уровень воды в Ангаре поднимется на тридцать метров.^ Огром ное водохранилище — морской залив Байкала — возникнет здесь.^Город буду щих работников Иркутской ГЭС, по строенный на возвышенности, где сего дня еще живут строители, будет распо ложен прямо на берегу водохранилища. Уровень всего Байкала поднимется на полтора метра... Земляные работы огромной строитель ной площадки механизированы на сто процентов. Вынуто и уложено в тело плотины одиннадцать миллионов кубо метров земли и гравия. В фундамент зда ния ГЭС уложено 8 3 0 0 0 0 кубометров бетона. Ни одна рука не дотронулась до этих работ лопатой. Экскаваторы постав ляли гравий, краны высыпали его в 25-тонные самосвалы. На ярмарке в Лейпциге мы видели эти чудовищные машины. Тогда я думал: на каких же улицах должны ездить эти великаны? Теперь я вижу здесь , как они хорошо пригодились на строительных площадках комбината. В Минске строятся сорокатонные' са мосвалы и говорят уж е о пятидесятитон ных. Водители этих чудовищ (а их шестьдесят на этой строительной пло щадке) не выходят из машин ни при погрузке, ни при выгрузке. Они только нажимают кнопки и выгружают двадцать пять тонн! Только они отъедут — появ ляются бульдозеры (их сорок) и разрав нивают землю. На стройке Иркутской ГЭС работает знаменитый шагающий экскаватор со стрелой в семьдесят метров. В настоящее время он как раз поднимает турбинные части на плотину. В ез него потребовались бы дорогостоя щие земляные работы, чтобы доставлять к месту монтажа тяжелые части турбин. Восемь больших портальных кранов стоят рядом с плотиной и обеспечивают строительную площадку бетоном, балка ми и машинными частями. В се краны сделаны в Эбервальде, и нам доставляло удовольствие слышать похвалы им от ин женеров и рабочих. Мне сказали, что с введением этой техники строительная площадка Иркутской гидростанции до стигла самой высокой производительно сти труда в сравнении с другими совет скими строительными площадками гид роэлектростанций. Строительные работы начались в 1953 году и продолжались без перерыва зимой, когда температура падает до — 40 градусов. Большие массы земли и гравия вокруг были вынуты зимой. Благодаря этому земляная масса стала зьгбкой и воздухо проницаемой, а потому даже в сильные морозы держала теплую температуру и могла быть подвижной. Чтобы поддерживать судоходство, ря дом с электростанцией строится шлюз. Его будут делать не ранее, чем завер шатся работы на станции. В настоящее время полным ходом идут... предположе ния — рентабельно ли будет это соору жение для подъема судов. Гидростанция полностью автоматизи руется. В первое время технический пер сонал составит больше ста человек, но как только другие станции Ангарского каскада будут готовы, Иркутская ГЭС будет управляться на расстоянии, и тог да для обслуживания огромной станции потребуется всего пятьдесят человек, а точнее даже и не для обслуживания - они будут лишь контролировать меха низмы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2