Сибирские огни, 1956, № 6

гарского каскада. Наряду с Иркутской станцией в шестистах километрах вниз по течению будет создана Братская ГЭС — самая крупная гидростанция ми­ ра. В то время как Иркутская станция ■будет иметь 6 6 0 тысяч киловатт, мощ­ ность Братской ГЭС исчисляется 3 ,2 млн. квт. Между Иркутском и Братском спла­ нированы еще две электростанции и од­ на ниже по течению от Братска. Пять гидростанций Ангарского каскада будут давать десять миллионов киловатт. Это в общем вдвое больше всей энергоспо­ собности Германской Демократической Республики. Ангарский каскад является одним из важнейших проектов дальнейшего хозяй­ ственного строительства СССР, благода­ ря которому новые промышленные цен­ тры Сибири обеспечиваются током. Элек­ тростанция Иркутска будет прежде всего поставлять ток алюминиевому комбина­ ту, находящемуся в стадии строитель­ ства , и электрифицируемой транссибир­ ской магистрали... Почти целый день я провел на строи­ тельной площадке Иркутской гидро­ электростанции. Рабочие перевыполнили все установленные сроки и ушли так да­ леко, что в настоящее время уже монти­ руют две первые турбины. В этом году будет дан первый ток. Всего электро­ станция будет иметь восемь турбин, ко­ торые сдадут до конца будущего года в производство. Плотина имеет 2 ,6 кило­ метра в длину и связывает обе высоты ангарской долины. Чтобы забетонировать то место, где вода Ангары будет попадать в турбины, реку отвели. После того как бетонирова­ ние было закончено, временную пере­ мычку снова убрали. 9 июля мощную реку перекрыли. 3 1 7 грузовиков в час въезжали на пон­ тонный мост и бросали тяжелые бетон­ ные кубы и камни в стометровый проран. Можно сказать точнее: Ангара была пе­ рекрыта за двадцать восемь часов, и ее течение заключено в бетонные каналы электростанции. В октябре начнется пер­ вое скопление воды для турбин. В конце следующ его года уровень воды в Ангаре поднимется на тридцать метров.^ Огром­ ное водохранилище — морской залив Байкала — возникнет здесь.^Город буду ­ щих работников Иркутской ГЭС, по­ строенный на возвышенности, где сего­ дня еще живут строители, будет распо­ ложен прямо на берегу водохранилища. Уровень всего Байкала поднимется на полтора метра... Земляные работы огромной строитель­ ной площадки механизированы на сто процентов. Вынуто и уложено в тело плотины одиннадцать миллионов кубо­ метров земли и гравия. В фундамент зда ­ ния ГЭС уложено 8 3 0 0 0 0 кубометров бетона. Ни одна рука не дотронулась до этих работ лопатой. Экскаваторы постав­ ляли гравий, краны высыпали его в 25-тонные самосвалы. На ярмарке в Лейпциге мы видели эти чудовищные машины. Тогда я думал: на каких же улицах должны ездить эти великаны? Теперь я вижу здесь , как они хорошо пригодились на строительных площадках комбината. В Минске строятся сорокатонные' са­ мосвалы и говорят уж е о пятидесятитон­ ных. Водители этих чудовищ (а их шестьдесят на этой строительной пло­ щадке) не выходят из машин ни при погрузке, ни при выгрузке. Они только нажимают кнопки и выгружают двадцать пять тонн! Только они отъедут — появ­ ляются бульдозеры (их сорок) и разрав­ нивают землю. На стройке Иркутской ГЭС работает знаменитый шагающий экскаватор со стрелой в семьдесят метров. В настоящее время он как раз поднимает турбинные части на плотину. В ез него потребовались бы дорогостоя­ щие земляные работы, чтобы доставлять к месту монтажа тяжелые части турбин. Восемь больших портальных кранов стоят рядом с плотиной и обеспечивают строительную площадку бетоном, балка­ ми и машинными частями. В се краны сделаны в Эбервальде, и нам доставляло удовольствие слышать похвалы им от ин­ женеров и рабочих. Мне сказали, что с введением этой техники строительная площадка Иркутской гидростанции до­ стигла самой высокой производительно­ сти труда в сравнении с другими совет­ скими строительными площадками гид­ роэлектростанций. Строительные работы начались в 1953 году и продолжались без перерыва зимой, когда температура падает до — 40 градусов. Большие массы земли и гравия вокруг были вынуты зимой. Благодаря этому земляная масса стала зьгбкой и воздухо­ проницаемой, а потому даже в сильные морозы держала теплую температуру и могла быть подвижной. Чтобы поддерживать судоходство, ря­ дом с электростанцией строится шлюз. Его будут делать не ранее, чем завер­ шатся работы на станции. В настоящее время полным ходом идут... предположе­ ния — рентабельно ли будет это соору­ жение для подъема судов. Гидростанция полностью автоматизи­ руется. В первое время технический пер­ сонал составит больше ста человек, но как только другие станции Ангарского каскада будут готовы, Иркутская ГЭС будет управляться на расстоянии, и тог­ да для обслуживания огромной станции потребуется всего пятьдесят человек, а точнее даже и не для обслуживания - они будут лишь контролировать меха­ низмы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2