Сибирские огни, 1956, № 6
напряжением сил человека, который взялся ее покорить. К вечеру 27 октября разыгралась буря. Волны достигли двух метров, они едва не захлестывали на понтон. А за шесть часов до окончания перекрытия Обь сорвала понтонный мост и затопила его ниже прорана. Несколькими часами раньше вода из котлована плотины про рвалась в здание станции. На стройке объявили аварийное поло жение. По тревоге собрались в диспет черской командиры. Нужно было немед ленно решать, что делать дальше. В эти тревожные часы проявилось прекрасное качество простого советского человека: чувство хозяйской ответствен ности за общее дело. Все остались на своих местах, работа ли сурово, молчаливо, с каким-то ож е сточением. Падал крупный снег. Выл ветер. Бу шевали волны. Лучи прожекторов про бивали снежную пелену и тьму ночи, освещая узкую полоску банкета, на кото ром шла неравная борьба человека с раз-, бушевавшейся стихией. На палубу парохода «И. С. Тургенев» вскочил юноша в зеленой брезентовой куртке, опоясанный поясом-цепью, какой обычно носят электромонтеры. — Где капитан? — Я капитан. — Что же вы смотрите? Сорвало пон тон. Там, наверное, люди. Капитан удивленно спросил: — А ты кто такой? — Я — рабочий. Вот кто. Понял? — Мне никакого распоряжения не по ступало, — ответил капитан и повер нулся, чтобы уйти. Но рабочий заявил: — Совесть должна дать распоряже ния!.. Капитан отдал приказ идти на спасе ние людей, может быть, погибающих сейчас на понтоне. К счастью, жертв не было. В это время совещание командиров приняло трудное, но единственно пра вильное решение. Нельзя было восстано вить разбитый понтон, недопустимо было дожидаться нового. Все согласились с тем, что надо продолжать отсыпку бан кета пионерным способом. Этот обыден ный технический термин приобрел осо бое значение. Пионерным способом — это значит идти вперед наперерез штор мовой воде, не имея опоры, которой служил понтон, сбрасывать и сбрасы вать в воду камни, пока не захлебнется река, не обессилит перед стремительно растущей преградой. Утром 2 8 октября над Обью стояла тишина... Морозец... Угомонилась буря. Сердце сжималось при взгляде на реку, где торчали из воды остовы понтона. Но на правом берегу работа достигла наивысшего накала. Тридцать пять са мосвалов ринулись по ряжевому мосту на засыпку прорана. В се уже становится проран. Вот он сократился до сорока метров. Обь как бы притихла, сжатая с двух сторон каменными преградами. Несколько дней еще не смирялась Обь, но это были последние ее обес силенные попытки. В ночь на 4 ноября перемычка сомкнула оба берега. Великая река покорилась человеку! «Молния» на строительстве писала: «Нашему коллективу поручена одна из почетнейших задач — подвести итоги работы коллектива строителей Новоси бирской ГЭС и осуществить следующий, наиболее ответственный этап строитель ства — перекрыть Обь». Что же! Можно теперь сказать: итоги подведены великолепно. Наиболее ответ ственный этап завершен. Здесь , на Оби, грандиозные планы претворяются в жизнь сибиряками. А в чертежах и инженерных расчетах уж е . запечатлены еще более величественные планы. «Первая на Оби» — так называют Но- восибГЭС. Да! Это только первая. В верхнем течении Оби предусматри вается сооружение каскада гидростан ций. Начнется строительство «второй ка Оби» — Каменской ГЭС. И уж е решается вопрос об использо вании нижнего течения. Расчеты пока зывают, что здесь может быть построена ГЭС, превышающая мощность Брат ской. А это значит, что рука советского че ловека доберется до неизмеримых болот Васюганья, продвинет далеко на север ноЕые города и заводы, проложит к с е веру от Томска пути для • электропоез дов, во много раз ускорит коммунисти ческое преобразование Западной Сибири. И начало этому кладет — Первая на Оби, Новосибирская ГЭС. К. Лисовский , А. Никульков .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2