Сибирские огни, 1956, № 6
бами-сибиряками, прошла с алтайских степей, из приобских районов Новоси бирской области через двухсотметровый судоходный проран. Не мог обком пар тии разрешить перекрытие Оби. При строительстве Куйбышевской и Горьковской ГЭС сооружались обводные каналы, чтобы не прерывать судоход ства по Волге. Эти канглы стоят очень дорого. От них отказались на Новосибир ской стройке. На Камз и Иртыше при строительстве ГЭС не сооружали кана лов, но закрывали на некоторое время проход судов. На строительстве ОбьГЭС нет ни ка налов, ни перерыва в судоходстве. Толь ко на несколько дней раньше обычного закрылась навигация в верховьях Оби. Вот в такой кратчайший срок и необхо димо было перекрыть Обь. А осталь ные работы будут продолжаться зимой. Недаром на стройке так популярен ло зунг: «Крупицу золота можно найти, крупицу времени — никогда1 Строитель, дорожи временем!». И временем дорожили. Монтажники Солмин, Кутькин, Бородай, Майстеров, Винисов и Лосев, устанавливая ряжевый устой , проработали почти беспрерывно 3 6 часов и выполнили задание. Бульдозерист Михаил Каляга с напар ником Дмитрием Волошиным по двена дцать часов не отходили от машины, от казались тратить время на ходьбу в сто ловую. Жена носила Каляге обед прямо к бульдозеру . По нескольку раз в день выходили на стройке «молнии». Они напоминали строителям: «До перекрытия реки оста лось два дня!», «Дни окончательного штурма Оби настали!». Они говорили ударным языком лозунгов и приказов: «Мы покорим тебя, Обь!», «Форсировать наводку моста!». 25 октября — в день начала штур ма — даже неопытный глаз мог бы оп ределить центр всех усилий строите лей. Чуть ли не на километр вытяну лась очередь самосвалов, груженных 2 —3-тонными камнями. Начало этой очереди было у самой воды, там, где все ближе сходились банкеты между ряже вым и понтонным мостами, где даже пятитонные машины дрожали от напря жения, сбрасывая свой груз. По дороге, ведущей к перемычке, было трудно пройти, потому что весь воздух был за полнен сизым дымом из выхлопных труб, пропитан насквозь едким запахом отработанного бензина. В поселке гидростроителей, на эстака де и шлюзе в этот день было пустынно. Зато над рекой, на высоких холмах, на мытых земснарядами, все было черно от людей. Здесь толпились рабочие, окон чившие смену, но вовсе не спешившие домой, сюда съехались горожане, при шли жители ближайших селений. Поко рение Оби стало делом чести всех ново сибирцев. Радостным гулом встретили люди взрыв, который разнес скалу, ме шавшую проходу воды на плотину. Бульдозеристы пробили брешь в пере мычке, ограждавшей котлован плоти ны, — и скоро все увидели, как с дру гой стороны, спадая с уступов плоти ны, показалась узкая полоска обской воды. Но Обь еще не сдалась. Казалось, она наращивает сопротивление соразмерно с С э с т а к ады о тк ры в а е т с я ш и р ок а я п ан ор ам а стр ои т ел ь ств а здания ГЭС, Фото К. Лисовского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2