Сибирские огни, 1956, № 6

бами-сибиряками, прошла с алтайских степей, из приобских районов Новоси­ бирской области через двухсотметровый судоходный проран. Не мог обком пар­ тии разрешить перекрытие Оби. При строительстве Куйбышевской и Горьковской ГЭС сооружались обводные каналы, чтобы не прерывать судоход­ ства по Волге. Эти канглы стоят очень дорого. От них отказались на Новосибир­ ской стройке. На Камз и Иртыше при строительстве ГЭС не сооружали кана­ лов, но закрывали на некоторое время проход судов. На строительстве ОбьГЭС нет ни ка­ налов, ни перерыва в судоходстве. Толь­ ко на несколько дней раньше обычного закрылась навигация в верховьях Оби. Вот в такой кратчайший срок и необхо­ димо было перекрыть Обь. А осталь­ ные работы будут продолжаться зимой. Недаром на стройке так популярен ло­ зунг: «Крупицу золота можно найти, крупицу времени — никогда1 Строитель, дорожи временем!». И временем дорожили. Монтажники Солмин, Кутькин, Бородай, Майстеров, Винисов и Лосев, устанавливая ряжевый устой , проработали почти беспрерывно 3 6 часов и выполнили задание. Бульдозерист Михаил Каляга с напар­ ником Дмитрием Волошиным по двена­ дцать часов не отходили от машины, от­ казались тратить время на ходьбу в сто­ ловую. Жена носила Каляге обед прямо к бульдозеру . По нескольку раз в день выходили на стройке «молнии». Они напоминали строителям: «До перекрытия реки оста­ лось два дня!», «Дни окончательного штурма Оби настали!». Они говорили ударным языком лозунгов и приказов: «Мы покорим тебя, Обь!», «Форсировать наводку моста!». 25 октября — в день начала штур­ ма — даже неопытный глаз мог бы оп­ ределить центр всех усилий строите­ лей. Чуть ли не на километр вытяну­ лась очередь самосвалов, груженных 2 —3-тонными камнями. Начало этой очереди было у самой воды, там, где все ближе сходились банкеты между ряже­ вым и понтонным мостами, где даже пятитонные машины дрожали от напря­ жения, сбрасывая свой груз. По дороге, ведущей к перемычке, было трудно пройти, потому что весь воздух был за­ полнен сизым дымом из выхлопных труб, пропитан насквозь едким запахом отработанного бензина. В поселке гидростроителей, на эстака­ де и шлюзе в этот день было пустынно. Зато над рекой, на высоких холмах, на­ мытых земснарядами, все было черно от людей. Здесь толпились рабочие, окон­ чившие смену, но вовсе не спешившие домой, сюда съехались горожане, при­ шли жители ближайших селений. Поко­ рение Оби стало делом чести всех ново­ сибирцев. Радостным гулом встретили люди взрыв, который разнес скалу, ме­ шавшую проходу воды на плотину. Бульдозеристы пробили брешь в пере­ мычке, ограждавшей котлован плоти­ ны, — и скоро все увидели, как с дру­ гой стороны, спадая с уступов плоти­ ны, показалась узкая полоска обской воды. Но Обь еще не сдалась. Казалось, она наращивает сопротивление соразмерно с С э с т а к ады о тк ры в а е т с я ш и р ок а я п ан ор ам а стр ои т ел ь ств а здания ГЭС, Фото К. Лисовского.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2