Сибирские огни, 1956, № 6
в берега могучей и древней реки гранди озную индустриальную панораму. Нелегко сориентироваться среди та кого размаха , найти центр, основной пункт, где именно в эти дни концентри руется главный удар , решается судьба стройки. Может быть, это шлюз? Но он должен быть готов лишь к весне, и ра боты на нем будут идти всю зиму. Водо сливная плотина? Но она уж е рельефно вырисовывается, на всех восьми ее про летах стоят низовые заграждения: гидро монтажники сделали свое дело. Настоящий центр не особенно и заме тен среди громад сооружений . Он как-то скромно находится несколько в стороне от них. Этот центр — река. Да. Великая Обь, через которую в Новосибирске пе реброшены три чуть ли не километровых моста, выглядит здесь , действительно, очень скромно: в средине октября шири на ее составляла... двести метров. Ее даже называли тут не «река» , а «судо ходный проран». Но, пожалуй, как раз в этом месте, скованная человеком, она показала свою настоящую силу, словно сжатую в ку лак. Большие пароходы едва ползут против течения, клубя дымом и чуть не пятясь. Они вздымают огромные волны, пробиваясь сквозь удары этого сжатого кулака. Не видели еще на медлительной и спокойной Оби такого яростного тече ния, мощь которого она скоро отдаст турбинам. А метров с каждым днем оставалось все меньше. Все ближе подходили друг к Другу каменные банкеты от правого и левого берегов. Самосвалы непрерывно сменяли один другого, и по крутому от косу грохотали многопудовые камни, па дали на дно, сужая проран.. В небольшом затоне за каменной гря дой банкета сооружались странные на первый взгляд пловучие сооружения , по бортам которых частым рядом взды мались крепкие столбы. Это строили ря жевые устои. Их потом должны были установить в проране и навести по ним ряжевый мост. Начиналась наводка понтонного мо ста, с которого самосвалы готовились об рушить 20 тысяч кубометров камня и бетонных «еж ей» , закрывая последний проход реке. Три дня было отведено по графику на перекрытие — в самом кон це октября, почти впритирку к тому вре мени, когда Обь начинает сковываться льдом. На направление главного удара были переброшены основные силы. И монтаж ники, приступившие к установке первой турбины, не обижались на то, что у них сейчас нет мостовых кранов. Но они не сбавляли темпов, хотя им приходилось орудовать с восьмитонными деталями статора, хотя даже болты, которыми прикрепляется колонна статора, весили по тридцать килограммов каждый. Не шутка! Ведь любой из пяти агрегатов первой очереди равен по мощности всей Волховской ГЭС. Нынешней осенью часто можно было услышать на стройке такую фразу: — Обком не дает Юби! Как ж е можно было «отдать» Обь строителям для перекрытия, если по ней сплошным потоком шел хлеб нового уро жая! Немалая часть сибирского милли арда пудов, обещанного Родине хлеборо В ср еди н е ок тяб р я ш и рин а Оби с о с т а в л я л а двести м етр ов . Фото К. Лисовского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2