Сибирские огни, 1956, № 5
чали падать», «многие начали подымать ся», «лежали сотни и тысячи людей», «все уцелевшие от расстрела и легко ра ненные бежали назад» и пр. Отдельные удачные штрихи и детали потонули в элементарном описательстве. Отсюда в романе — смещение реаль ных перспектив: менее важные события и эпизоды оказались более доказатель ными в художественном плане, чем ог ромная по своему историческому значе нию трагическая история расстрела лен ских шахтёров. Главный герой произведения — рево люционер Матюшин — предстаёт в сцене расстрела как фигура недостаточно вы разительная, и это во многом объясняет художественные изъяны эпизода, посвя щённого кульминационному пункту рома на. До известного шествия рабочих со своими заявлениями к дому прокурора Матюшин так или иначе стоит в центре событий на руднике, но в решающий мо мент он оказывается где-то в стороне. В чём смысл такого «сюжетного хода»? Вернувшись внезапно с прииска Весен него, где он укрывался от полиции, Па вел Александрович хочет предостеречь рабочих от провокации. Однако его быст ро убеждает довод Андриана Никитича («Теперь уже поздно рассуждать... Народ назад не повернёт»), Матюшин становит ся одним из участников шествия и, как многие другие, оказывается раненым. Непосредственные впечатления Матю шина о происходящих событиях могли, несомненно, обогатить один из самых важных эпизодов произведения. Так не случилось, потому что писатель отстра нился от своего героя, перестал жить его волнениями, заботами, чувствами и под менил их умозрительными суждениями. Наступил самый напряжённый момент, когда раздался сигнал рожка. Матюшин догадывался ещё раньше о готовящейся провокации. Какие же мысли и чувства испытывает он? Никаких. За него рас суждает автор и рассуждает информаци онно, сухо: «Матюшин и его товарищи были в своё время на действительной во енной службе и без подсказки догада лись, что сейчас откроют огонь». Выстре лы действительно прозвучали. Представ ления и чувства революционера должны теперь проявиться с особой остротой. Вместо них. мы вновь сталкиваемся с весьма банальным описанием его состоя ния: «Матюшин чувствовал стук соб ственного сердца и с необычайной лю бовью подумал он о людях, лежащих ря дом с ним на снегу. Ему вспомнилась жизнь, она сразу прошла перед ним...» Даже в тот грозный момент опасности, когда раскрывается вся натура челове ка, когда проверяется всё самое сокро венное в нём, у писателя не нашлось верных слов и красок для того, чтобы показать образ Матюшина во весь рост. Вот какими бесстрастно-холодными сло вами говорит писатель о своём герое* «Матюшин поднялся над снежным полем и смело посмотрел вперёд, не помышляя о грозящей ему опасности». И другие характеры, к сожалению, не дописаны. Соратники Матюшина и, прежде все го, большевики Чердынцев и Клёнов об наруживают себя лишь во время един ственной тайной сходки. В споре с Ля- миным они зарекомендовали себя стойки ми революционерами. А в делах, в повсе дневной; трудной, но благодарной работе но сплочению народных масс, они не по казаны. Невнимание к индивидуальным чертам и признакам персонажа, без которых нет художественного образа, привело В. Сая нова к одному, если можно так сказать, «программному» приёму изображения. Чердьгнцев, но замыслу самого же писа теля, должен занять видное место в про изведении. Портрет героя писатель рисует по- принципу «растворения», снятия всего- характерного, приметного, конкретного, «В паспорте Чердьгнцева, наверно, значилось: «особых примет не имеет». Был рн среднего роста, не полный, но и- не худощавый, глаза не тёмные, но и не светлые, волосы не чёрные, но и не ру сые, лицо чистое — ни прыщика, ни ро динки, ни бородавки, ни шрама, — нет, положительно, не -за что зацепиться на ' 1 аком лице и нет приметы, которая по могла бы при надобности его опознать». Это не литературный тип, а механиче ское перечисление примет, да ещё тех, какими персонаж не обладает. А что в- нём действительно есть,— об этом не го ворится. Есть удачные места в романе, где дей ствие резвёртьгвается напряжённо, где персонажи проявляют себя во всей жиз ненной сложности (поездка Бахвалова по своим «владениям», операции Басова на петербургской бирже, столкновения Бе лозёрова с Басовым и др.). Запоминается характер Поли — жены Матюшина. Её неисчерпаемая любовь к семье и беспредельно искреннее сочув ствие к рабочему народу, к революцион ной деятельности мужа позволяют ей стойко переносить все невзгоды нищен ской жизни на приисках. Её дела (беседы с «мамками» приисковых рабочих- и др.) внешне кажутся мелкими, незаметными, но мы понимаем, что без Аполлинарии Петровны, женщины светлых чувств и мыслей, вряд ли её муж мог вьшести все испытания жизни. Однако важнейшая полоса жизни Рос сии, её революционного народа в годы, предшествующие первой империалисти ческой войне, и в том числе такая неза бываемая страница истории, как ленские события, всё ещё ждёт своего полнокров ного эпического изображения. А . Абрамович.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2