Сибирские огни, 1956, № 5
Особенно наглядно этот недостаток об наруживается в диалогах персонажей. И это не случайно. Если характеры в зна чительной мере придуманы, в их речах и поступках неизбежно раскроется искус ственность замысла, и сами эти характе ры окажутся искусственными. Писателя подчас интересует не столь ко жизнь героев, их кровные дела и за- -боты, сколько стремление выразить по средством их речи совершенно бесспор ную политическую истину. Но она не пронизывает действия, не отражена в самой художественной ткани произведения. И в этом слабость романа «Лена». Ванька направился на прииск Благо датный, чтобы зарезать управляющего Бахвалова. Матюшин догоняет его и воз вращает обратно. Диалог начинается с того, что Ванька заявляет: он не круглый дурак, читал революционную книжку. Нам придётся привести хотя бы часть разговора героев, придав ему для удоб ства драматургическую форму; «Ванька: Так вот, если хотите знать, я эту книжку чуть что не наизусть вы учил и многим другим шахтёрам давал читать. Только наказывал, чтобы они ни зкому о ней открыто не говорили. 5а та кие книги, слышал я, иногда от полиции страдать приходилось. Матюшин: Кто тебе это сказал? Ванька: Забойщик один, в «Лензоло- то» на шахте работает. Сам он тоже пос ле пятого года сюда сбежал, в забастов ке участвовал, в Питере под пулями был. Матюшин: Ты меня с ним познакомь. Матюшин захохотал, и Ванька неволь но заулыбался тоже. Матюшин: Говоришь, словно петуха нарезать собираешься. Ванька: Сами мерзавцем его обозвали. Матюшин: Конечно. Но ты мне сперва •ответь: за своё только горе мстить хо чешь или желаешь, чтобы всему народу, всем здешним шахтёрам было хорошо? Ванька: О себе самом я теперь мало думаю. Ваши давние слова насчёт сча стья понял. Дорогой ценой я дошёл до их ■смысла. Матюшин: Раз так думаешь, то запом ни: оттого, что одного Бахвалова убьёшь, проку мало. Много подобных ему вырод ков среди приискового начальства... Ванька: Целая свора таких псов разве лась. Пьют они рабочую кровь. Матюшин: Вот видишь. Значит, надо подумать о том, чтобы со всеми ими рас правиться. Чтобы по-другому люди стали жить. Всем будет хорошо — и твоя жизнь станет легче. Ведь не для тебя од ного новая весна на землю приходит. Так и за новую жизнь надо бороться, которая для всего народа придёт». Разговор Матюшина и Ваньки ничего не привносит в действие, ничем не обога щает характеры. Напротив, характер Матюшина только проигрывает. Он вы- ■ступает носителем политических истин, выраженных в виде умозрительных фор мул из элементарного учебника полит грамоты. В высказываниях Матюшина нет живых интонаций, нет индивидуаль ного своеобразия речи. В итоге холодной проповеди Матюши на Ванька падает перед ним на колени, просит не оставлять в темноте н сказать всю правду о жизни. Он плачет — взвол нованный и растроганный, а Матюшин, подняв его с полу, наставляет и учит. Вся эта сцена холодна и рационалистич на и, что очень важно, находится в во пиющем противоречии с другими сцена ми, рисующими характер Матюшина. Когда Ивану «пофартило», революцио нер почему-то забывает о смысле и зна чении всей своей деятельности и брезгли во отворачивается от загулявшего пар ия. «— Любил его прежде Матюшин, — исподлобья поглядывая на собеседника, сказал Иннокентий Порфирьевич. — А теперь и слышать о Ваныне не хочет. Характерный человек, Павел Алексан дрович...» Как может Матюшин отвер нуться от человека, которому грозит ги бель? Да ещё от человека, которого он полюбил за простоту и искренность? Правда, в 'конце концов Матюшин сме нил гнев на милость. Но, с удивлением узнаёт читатель, это произошло только после неоднократных попыток самого Ивана возобновить с ним свои отноше ния. Матюшин нарисован слишком ску по. Деятельность революционера дана как цепь разговоров на политические те мы. Даже в самой напряжённой картине расстрела он выглядит бледно, сухо, вне основного конфликта. Непосредственно картине ленского расстрела посвящено три с половиной страницы. Дело, конечно, не в количе стве страниц, и слабость изображения расправы царских властей над безоруж ными рабочими объясняется другими причинами. Следует отметить, что не вся картина плоха. Есть в ней места, глубоко проду манные и выписанные свежими и ярки ми красками. В пейзаже, в ожесточён ном отчаянии раненого рабочего, кото рый в гневе и ярости не чувствует боли, во взволнованной интонации авторской речи — во всём этом господствует худо жественное начало, глубоко волнующее сердце читателя. . Тем не менее вся сцена массового убийства горняков по приказу жандарм ского ротмистра Терещенко не заверше на и по своему малому масштабу не со ответствует исторической значимости происходившего. В этой сцене народ представлен безли кими фигурами, и лишь друзья Матюши на — Яшка Лохматый и Андриан Ники тич — принимают какое-то участие в со бытиях и погибают от солдатских пуль. Невозможно представить себе общий портрет рабочей массы по таким обозна чениям: «раненый», «люди в толпе на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2