Сибирские огни, 1956, № 5
желают знать, чем же кончилась и эта «линия». Встречаются у автора и языковые не брежности: «Холодный утренник бросал в лицо жгучие занозы», «остались поза ди бесчисленные кривуны и разнообраз ные ансамбли скал»... «В тисках Джугдыра» — только пер вая часть из задуманного автором нового труда о работе наших геодезистов на тер ритории, прилегающей к Охотскому мо рю. Но и эта первая часть имеет большое познавательное значение, она раскрыва ет богатейший, в значительной степени ещё не освоенный, край нашей страны, учит советскую молодёжь любить свою Родину, её людей, её природу. Е . Перматин. КОГДА ПОБЕЖДАЕТ ПРЕДНАМЕРЕННОСТЬ В 1955 году выщёл в свет двухтом ник избранных произведений Виссариона Саянова. Видное место среди них зани мает роман «Лана»1, посвящённый изо бражению важной исторической полосы в жизни России — знаменитым Ленским событиям. Тема произведения представ ляет собой особый интерес ещё и пото му, что В. Саянов, вместе с П. Малярев- ским, автором пьесы «Канун грозы», по существу, является её «первооткрыва телем». Писатель вводит нас в самый водово рот жизни. Гневно и страстно написаны страницы произведения, где думает, страдает и борется народ. Только редкие горняки, вроде Ивана Павлова, мечтают о «фарте». Иван дей ствительно находит крупный самородок и некоторое время щеголяет с золотым брелоком на груди. Хитрыми и сложны ми комбинациями богачи выманивают зо лото у Ваньки. Они даже представить себе не могут, чтобы кто-то, кроме них самих, мог воспользоваться «красной пшеничкой». И загулявший Ванька Пав лов теряет своё богатство: нет и не мо жет быть счастья для бедняка, даже если оно ему улыбнётся. Многие носят в себе трогательную мечту о возвращении в «жилое место», в европейскую часть России, откуда бежа ли они когда-то в Сибирь, гонимые ни щетой. Этот эпитет «жилое место» на полнен великолепной образностью рус ской речи, убийственно меткой по своему смыслу. Не может жить народ на приис ках Лены, любить Сибирь, превращён ную в каторгу. А большая часть рабочего люда, как это сумел показать писатель, встала на 1 В и с с а р и о н С а я н о в . Избранные сочинения. Том второй. «Л ена ». Ленинград ское газетно-книжное изд., 1-955 г. путь борьбы с хозяевами и их слугами. Шаг 1 за шагом, день за днём, копилась- классовая ненависть горняков к своим поработителям. Особенно яркое впечатление оставля ют сцены, где шахтёры принимают реше ние не употреблять спиртного и всеми силами бороться против спиртоносов, подсылаемых провокаторами. Одна де таль, описывающая, как жители бараков; вылезли из своих углов и стали обедать, коллективно, без водки, говорит в рома не больше, чем слова о сплочённости и организованности рабочих. Большой политический смысл обнару живается в эпизодах, посвящённых тру довой деятельности Матюшина. Он ока зался среди других рабочих не потому,, что специально решил изучить их жизнь, а потому, что, сосланный в Восточную- Сибирь, он должен зарабатывать себе на хлеб и содержать свою семью. Замысел писателя нашёл верное осу ществление: стойкость большевика про веряется не только в подпольной работе,, в периоды арестов, допросов и ссылок,, но и в каторжном труде, который он де лит с народом. И это, помимо всего дру гого, даёт представление о принципиаль ном различии между большевиками и: меньшевиками. Лямин проповедует в ро мане необходимость смириться перед ца ризмом после поражения первой русской революции. Он не верит в -силу, актив ность рабочих масс. Свою предательскую» проповедь он пытается прикрыть «теоре тическими» доводами. Но за его напы щенными словами скрыты боязнь за своё- существование, желание пожить мирно, спокойно и удобно. Общность судеб, совместный труд — вот что- прежде всего роднит Матюшина с массами, порождает в среде рабочих глубокую симпатию, доверие, а затем и любовь к большевику. Не общие -слова о необходимости борьбы между трудом и капиталом, которых очень много в рома не, а вот эти картины жизни революцио нера убеждают нас в силе революцион ных идей ленинской партии. Правдивое изображение жизни рабо чих и характера Матюшина, взятого не посредственно в трудовой деятельности,, составляет бесспорную заслугу писателя. К этому нужно прибавить ряд удачных характеристик некоторых второстепен ных персонажей и ряд метких подробно стей и штрихов. Однако, знакомясь с общей панорамой: исторической действительности, нарисо ванной в романе, невозможно отделаться от впечатления, что в ней многого не хватает, что художественно развёрнутые сцены, эпизоды и характеры перемежа ются со схематическими, торопливо на бросанными. Роман «Лена» по его про чтении воспринимается противоречиво: вот смелый, удачный рисунок, вот брос кая деталь, а вот — скоропись, описа тельство, недоговорённость.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2