Сибирские огни, 1956, № 5
магически насыщенную' сцену, создать нужное настроение. Хорошо поразмыс лить да погрустить по прочтении книги, но ещё лучше, если книга будоражит и зовёт на большие дела, требует и него дует, если она будит активное начало в_ человеке. Для того, чтобы создать такую' книгу, И. Лавров должен вырваться из плена пассивной созерцательности. Л. Баландин. ЛИНИЯ РОСТА Книге Гр. Федосеева «В тисках Джуг- дыра»1 предпослан эпиграф из Н. М. Пржевальского: «Не ковром там будет постлана ему дорога, не с приветливой улыбкой встретит его дикая пустыня, и не сами полезут ему в руки научные от крытия. Нет! Ценою тяжёлых трудов и многоразличных испытаний как физиче ских, так и нравственных придётся за платить даже за первые крохи откры тий». Тяжёлые и многоразличные испыта ния, выпавшие на долю геодезической экспедиции, работающей на огромной, малоисследованной территории, приле гающей к Охотскому морю, составляют основное содержание нового труда та лантливого сибирского писателя. Оглядываясь на прежние его книги: «Таёжные встречи» и «Мы идём по во сточному Саяну», необходимо сказать, что неутомимый исследователь «белых пятен» на карте нашей Родины инженер- геодезист Гр. Федосеев в новой своей ра боте «В тисках Джугдыра» вырос в пи- сателя-профессионала. Если в первых его трудах отмечалась печать беглой дневниковости,, герои- спутники раскрывались только в поступ ках, но портреты их ещё были лишены внешних, запоминающихся признаков, то в последней книге созданы такие образы, как, например, замечательный следопыт, знаток своего края — проводник эвенк Улукиткан. Образ такой же самобытный и яркий, как герой известной книги Ар сеньева — Дерзу Узала. В образе Улукиткана есть те же черты характера, что и в Дерсу: исключитель ная честность, необыкновенная наблюда тельность как следопыта, трудолюбие и сердечность. И это вполне естественно: и тот, и другой герой жили в условиях одинаково суровой природы Приморья, в сходном бытовом укладе. И гольд Дерсу, и эвенк Улукиткан добывали средства к ■существованию охотой, накладывающей ■свой неизгладимый отпечаток, выраба тывающей тончайшую — «граничащую с волшебством» наблюдательность над жизнью природы, над повадками зверей и птиц. Кому же неизвестно, что путе шественники, изучавшие северо-восток 1 Г р . Ф е д о с е ев. В тисках Джугдыра. Новосибирск. Кн. изд., 1956 г. Сибири, не раз с удивлением отмечали, что опытные охотники — эвенки и яку ты «по следам лисицы на снегу устанав ливали не только её пол, но и окраску, по каким-то хорошо им известным при знакам отличая нарыск дорогой чернобу рой лисы от обыкновенной — красной». Внешняя схожесть людей близких пле мён и их лексики — тоже вполне естест венна. Но проанализировав глубже эти сход ные как будто образы, мы убеждаемся, что они столь же и не похожи один на другого. Каждый из них имеет свои, при сущие только ему, индивидуальные чер ты характера. Гр. Федосеев показал нам старого муд рого Улукиткана ослепшим, сознающим близость своей смерти и всё-таки не сдавшимся, всё-таки преодолевшим все трудности, встретившиеся в тайге... «Слушай старика, хорошо слушай. Я уже не человек, упавшей скале не под няться. Часто у Улукиткана не остава лось оленей и все пожитки вмещались в котомке. Я не унывал, не завидовал да же тем, у кого были стада оленей, лабаза с добром, нарядные чумы. Я был богаче всех, моё богатство — здоровье. Оно мне давало мясо, одежду и спокойный сон. Я не боялся пурги, перекатов, холода, ме ня не держала тайга. Здоровому челове ку и горе кажется радостью. И вот Улукиткан потерял глаза, и у него не ста ло ни рук, ни ног, ни воли. Однако я не должен бросить тебя здесь, на Чайдахе, так далеко от людей. Такого закона нет в тайге. Смерть меня подождёт. У Улуки ткана ещё есть память и слух, они по могут нам добраться до устья Джегормы к своим. Это мой последний аргиш, и тогда я спокойно отправлюсь к праде дам... Мы пойдём прямо на заход солнца. Дорога будет длинная, тяжёлая: горы, стланики, дурные речки. Под ногами не будет тропы. Солнце покажет нам путь, птицы, деревья, ветер помогут не заблу диться... ...Не бойся, пойдём,— человек в нуж де море переплывёт...» Эпизод, в котором голодный старик Улукиткан перекладывает из своей ко томки лепёшку хлеба в котомку спутни ка, — нельзя забыть. Трагедия ослепшего в тайге проводни ка, его замечательная память, наблюда тельность и мудрость, проявленные им в этом трудном походе, -— потрясают. Нельзя не привести афоризмов Улу- киткаяа: «Ворон мимо трупа не проле тит, собака мимо табора не пробежит. Зачем стрелять по убитому зверю. Гни лое дерево корни держат, а старика — думы. Старому оленю хоть три раза в год шерсть меняй, всё одно не помолоде ет. Удача не птица, сама не прилетит» .. Опыт охоты, жизни в тайге, унаследо ванный чуть не от первобытных охотни ков, утрачиваемый молодёжью, не дол жен пропасть бесследно. В годы интен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2