Сибирские огни, 1956, № 5

Совершенно очевидно, что каждая но­ вая тема, новый круг идей должны быть выражены соответствующей формой, должны рождать свою манеру письма. К сожалению, чёткий идейный замысел рассказа «Синий колодец» не нашёл у И. Лаврова столь же чёткого художе­ ственного выражения. Сцены описания труда лесорубов, сцены в рабочем обще­ житии, лирические описания природы выглядят здесь излишне длинными. Сю­ жетный поворот — уход Лоскутова от Клаши никак не помогает раскрытию ос­ новной идеи. Повидимому, автор сам ощущает, что приёмами интимно-психо­ логического рассказа эту тему решить нельзя. Но ему явно не хватает умения убедительно обрисовать новых героев. Диалог рассказа носит чисто иллюстра­ тивный характер, никак не двигает дей­ ствия, речь персонажей нарочито груба, пестрит просторечными и вульгарными выражениями вроде: «не квакай», «па­ разит», «сатана», «чтоб тебе сгореть», «не припрягайся», «ошалел» и т. п. На­ сколько многогранны образы Залесова, Крылышка, Томилина, настолько одно- плановы Лоскутов, Клаша и даже Семён, не говоря уже о второстепенных персона­ жах. Семён своей мягкостью, сосредото­ ченностью, душевной чистотой дорог ав­ тору. Но уж столько в обрисовке образа сахару чувствительности, патоки довер­ чивости, что становится даже досадно за ту заботу, что проявляют к нему товари­ щи лесорубы. Кажется, встряхни они его как следует, глядишь — стал бы парень как парень, а не этакая размазня. Лоску­ тов по характеристике автора бахвал и пошляк. Так он и выглядит в каждой своей реплике, в каждом поступке. Гру­ бая, норовистая Клаша разговаривает не иначе как «свысока», «норовисто», «гор­ деливо», «властно», что ни фраза, то бранное слово или вульгарное выраже­ ние. В рассказе много таких мест, которые прочтёшь, и, говоря словами Лаврова, «точно котёнок, ворохнётся в душе тёп­ лое, мягкое чувство». Настолько точно передан какой-либо человеческий порыв, какая-нибудь до боли знакомая жизнен­ ная подробность, несмотря на это, в це­ лом, рассказ вызывает чувство неудов­ летворённости. Кто виноват в том, что молодёжи не привито уважение к труду простого ра­ бочего или колхозника? — задаёт автор вопрос в рассказе «Квартирант» и отве­ чает: родители, ещё ib детстве они «не дали пощупать, понюхать машину, ста­ нок»; кино, книги, — это они «до хрипо­ ты вопили: институт! институт! И хоть бы шёпотом заикнулись о рабочем, о за­ воде». Сын старого рабочего Виктор пос­ ле окончания института, несмотря на на­ стояния отца, не желает идти на произ­ водство. Он едет вместе с товарищами сдавать экзамены в московский вуз, проваливается, долгое время бездельни­ чает и лишь под воздействием отца, написавшего в газету о недостойном по­ ведении сына и ему подобных, приходит к осознанию своей неправоты. « — Зачем дразнили желания! — вос­ клицает Виктор, мысленно обращаясь к * учителям, драматургам, писателям. — Зачем вы меня пичкали творениями Лер­ монтова и Блока, Рафаэля и Рахманино­ ва? Попробуй-ка после этого, поторчи у станка или залезь в конюшню!» В рассказе даже «е ощущаются те об­ щественные силы, которые борются за молодого человека, за его место в общем строю. Создаётся странное впечатление изолированности героев рассказа от все­ го окружающего мира. По сути дела, за Виктора, за его друга Васю Весова, за их товарищей борется один Антон Петро­ вич, отец Виктора. Васю он убеждает удивительно легко. Вот как выглядит эта сцена. « — А чего тут мудрить? — разглажи­ вает усы Антон Петрович. — Хочешь, я из тебя за зиму сделаю такого токаря, что все ахнут? Только из опытного рабо­ чего и выйдет инженер первый сорт. Жизнь пообомнёт, выделает — шевром будешь, а не сыромятиной. — А что, дядя Антоша, это ведь мысль, — вскакивает Бесов, — и время не пропадёт и специальность будет». Вот и всё. Легко н просто. Как будто сложнее происходит обращение на пра­ вильный путь Виктора. С детства избало­ ванный всеобщим восхищением, он доль­ ше сопротивляется доводам отца. Но стоило появиться газетной статье — и Виктор сдался. Правда, в рассказ введе­ на ещё история неудачной любви Викто­ ра к пустой легкомысленной однокласс­ нице, но она, эта история, никакого от­ ношения к центральному конфликту не имеет. Света изменила юношескому ув­ лечению — выгодно вышла замуж, пред­ почтя лёгкую, обеспеченную жизнь меч­ там об институте. Ничто не изменилось бы, если бы Света продолжала любить Виктора и была бы лучше, чем она есть. Очень портит рассказ неумелое изобра­ жение завода и заводских людей, совсем неожиданно для И. Лаврова в рассказе звучит сухая риторика взамен живого об­ разного показа. Так неудачно закончи­ лась попытка автора овладеть новыми темами, включить в сферу своего творче­ ства актуальные проблемы нашего сего­ дня. Но, мне кажется, неудача не долж­ на останавливать писателя на этом пути. Хочется, чтобы и эти темы были писа­ телем так же выношены, выстраданы, как и темы маленьких людей его лучших рассказов. У Ильи Лаврова счастливое начало литературного пути, уверенное его про­ должение. Своей второй книгой писатель вновь доказал, что он умеет видеть жизнь в её неповторимой конкретности, средствами слова нарисовать яркую за­ поминающуюся картину, построить дра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2