Сибирские огни, 1956, № 5
Совершенно очевидно, что каждая но вая тема, новый круг идей должны быть выражены соответствующей формой, должны рождать свою манеру письма. К сожалению, чёткий идейный замысел рассказа «Синий колодец» не нашёл у И. Лаврова столь же чёткого художе ственного выражения. Сцены описания труда лесорубов, сцены в рабочем обще житии, лирические описания природы выглядят здесь излишне длинными. Сю жетный поворот — уход Лоскутова от Клаши никак не помогает раскрытию ос новной идеи. Повидимому, автор сам ощущает, что приёмами интимно-психо логического рассказа эту тему решить нельзя. Но ему явно не хватает умения убедительно обрисовать новых героев. Диалог рассказа носит чисто иллюстра тивный характер, никак не двигает дей ствия, речь персонажей нарочито груба, пестрит просторечными и вульгарными выражениями вроде: «не квакай», «па разит», «сатана», «чтоб тебе сгореть», «не припрягайся», «ошалел» и т. п. На сколько многогранны образы Залесова, Крылышка, Томилина, настолько одно- плановы Лоскутов, Клаша и даже Семён, не говоря уже о второстепенных персона жах. Семён своей мягкостью, сосредото ченностью, душевной чистотой дорог ав тору. Но уж столько в обрисовке образа сахару чувствительности, патоки довер чивости, что становится даже досадно за ту заботу, что проявляют к нему товари щи лесорубы. Кажется, встряхни они его как следует, глядишь — стал бы парень как парень, а не этакая размазня. Лоску тов по характеристике автора бахвал и пошляк. Так он и выглядит в каждой своей реплике, в каждом поступке. Гру бая, норовистая Клаша разговаривает не иначе как «свысока», «норовисто», «гор деливо», «властно», что ни фраза, то бранное слово или вульгарное выраже ние. В рассказе много таких мест, которые прочтёшь, и, говоря словами Лаврова, «точно котёнок, ворохнётся в душе тёп лое, мягкое чувство». Настолько точно передан какой-либо человеческий порыв, какая-нибудь до боли знакомая жизнен ная подробность, несмотря на это, в це лом, рассказ вызывает чувство неудов летворённости. Кто виноват в том, что молодёжи не привито уважение к труду простого ра бочего или колхозника? — задаёт автор вопрос в рассказе «Квартирант» и отве чает: родители, ещё ib детстве они «не дали пощупать, понюхать машину, ста нок»; кино, книги, — это они «до хрипо ты вопили: институт! институт! И хоть бы шёпотом заикнулись о рабочем, о за воде». Сын старого рабочего Виктор пос ле окончания института, несмотря на на стояния отца, не желает идти на произ водство. Он едет вместе с товарищами сдавать экзамены в московский вуз, проваливается, долгое время бездельни чает и лишь под воздействием отца, написавшего в газету о недостойном по ведении сына и ему подобных, приходит к осознанию своей неправоты. « — Зачем дразнили желания! — вос клицает Виктор, мысленно обращаясь к * учителям, драматургам, писателям. — Зачем вы меня пичкали творениями Лер монтова и Блока, Рафаэля и Рахманино ва? Попробуй-ка после этого, поторчи у станка или залезь в конюшню!» В рассказе даже «е ощущаются те об щественные силы, которые борются за молодого человека, за его место в общем строю. Создаётся странное впечатление изолированности героев рассказа от все го окружающего мира. По сути дела, за Виктора, за его друга Васю Весова, за их товарищей борется один Антон Петро вич, отец Виктора. Васю он убеждает удивительно легко. Вот как выглядит эта сцена. « — А чего тут мудрить? — разглажи вает усы Антон Петрович. — Хочешь, я из тебя за зиму сделаю такого токаря, что все ахнут? Только из опытного рабо чего и выйдет инженер первый сорт. Жизнь пообомнёт, выделает — шевром будешь, а не сыромятиной. — А что, дядя Антоша, это ведь мысль, — вскакивает Бесов, — и время не пропадёт и специальность будет». Вот и всё. Легко н просто. Как будто сложнее происходит обращение на пра вильный путь Виктора. С детства избало ванный всеобщим восхищением, он доль ше сопротивляется доводам отца. Но стоило появиться газетной статье — и Виктор сдался. Правда, в рассказ введе на ещё история неудачной любви Викто ра к пустой легкомысленной однокласс нице, но она, эта история, никакого от ношения к центральному конфликту не имеет. Света изменила юношескому ув лечению — выгодно вышла замуж, пред почтя лёгкую, обеспеченную жизнь меч там об институте. Ничто не изменилось бы, если бы Света продолжала любить Виктора и была бы лучше, чем она есть. Очень портит рассказ неумелое изобра жение завода и заводских людей, совсем неожиданно для И. Лаврова в рассказе звучит сухая риторика взамен живого об разного показа. Так неудачно закончи лась попытка автора овладеть новыми темами, включить в сферу своего творче ства актуальные проблемы нашего сего дня. Но, мне кажется, неудача не долж на останавливать писателя на этом пути. Хочется, чтобы и эти темы были писа телем так же выношены, выстраданы, как и темы маленьких людей его лучших рассказов. У Ильи Лаврова счастливое начало литературного пути, уверенное его про должение. Своей второй книгой писатель вновь доказал, что он умеет видеть жизнь в её неповторимой конкретности, средствами слова нарисовать яркую за поминающуюся картину, построить дра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2