Сибирские огни, 1956, № 5

горячего сердца и мужественного труда, Залесов проникается убеждением, что дальше так жить он не может. Со свадь­ бы он «почти бежит, словно опаздывает куда-то». «Нельзя же так, чтобы погибла жизнь, — горячо убеждает он себя.— Подожди, не волнуйся, не всё ещё кончено. Ещё можно посадить не одно дерево». И Залесов твёрдо решает начать но­ вую жизнь. Великолепный психологиче­ ский ход! Именно этот порыв к действию, данный автором, делает такой вырази­ тельной и неожиданной концовку рас­ сказа: «Залесов... перестаёт бежать, он идёт, заложив руки за спину, точно дачник в саду. Мечтательно улыбается и думает о том, как откроет людям в тайге золотую долину. Эта мечта успокаивает». Интересен, заставляет много думать рассказ «Листопад в декабре». «У каж­ дого человека своя манящая даль», — размышляет автор. А какая она у героя рассказа Томилина? Сын обеспеченных, но очень занятых родителей, Сергей рос без присмотра. Учился еле-еле, мальчиш­ кой несколько раз сбегал из дому в моря­ ки, потом на фронт. Эвакуировался с ма­ терью в Фергану и случайно стал парик­ махером. Осиротел. Вёл безалаберную, беспутную холостяцкую жизнь. Случай­ ные настроения руководят его поступка­ ми. Потянуло к «уютной» девушке Зине, официантке столовой. Женился, не оста­ новился перед подлостью — «отбил» не­ весту у лучшего друга. Быстро разочаро­ вался в жене — оказалась вздорной ме­ щанкой. Потянуло к другой: «помере­ щилось в этой девушке что-то бесконеч­ но нежное, взволнованно-порывистое». Пришло ли настоящее чувство или это только кажется ему? Томилин расстался с женой, вновь неуютная холостяцкая жизнь. Нет у него своей «манящей да­ ли», сам не знает он, чего хочет. И толь­ ко как о самом лучшем в своей жизни будет он думать о друге Сметанине, кото­ рого так жестоко обманул, и о несбыв- шейся любви к узбечке Шарафат. Кто знает, может быть, это была последняя в жизни Сергея встреча с большими чело­ веческими чувствами? Такой печальный вывод подсказывает нам автор, и с этим никак не хочется соглашаться. Глубоко и тонко вскрыв психологию человека без мечты, морально неустойчивого, И. Лав­ ров бросает его на произвол судьбы, как будто Томилин живёт в пустыне. Мы бла­ годарны автору за богатый материал для размышлений, но пожелаем ему всё же больше верить в человека, в силу воз­ действия нашего общества... пожелаем по-горьковски, по-макаренковски стро­ ить более светлые перспективные линии развития людей. По-настоящему поэтичен рассказ о по­ следних днях певца Стогова («Несмол­ кающая песнь»). Уходит из жизни та­ лантливый артист, но оставляет людям свою песню. Она не смолкает и, навер­ ное, долго ещё будет жить, пробуждая лучшие душевные силы человека. Рас­ сказ был бы совсем хорош, если бы не налёт сентиментальности, вдруг про­ скальзывающий в общем строе сурового и сдержанного повествования. Я не буду касаться рассказов «Кры­ лышко» и «Лейтенант милиции», уже получивших справедливую оценку крити­ ки (Б. Рясенцев, «Сибирские огни» № 4, 1955 год), не буду останавливаться на анализе небольшого этюда «Щепотка», представляющего, на мой взгляд, вполне удачный, остроумный опыт автора в са­ тирическом жанре. Мне хочется более подробно поговорить о двух рассказах, в которых И. Лавров попытался выйти за пределы излюбленного круга тем, где он пишет о людях созидательного труда, о явлениях, в которых «наиболее ярко проявляются социальные приметы наше­ го времени»-. Коллектив советских людей не оста­ вит человека в беде — такова основная мысль рассказа «Синий колодец», откры­ вающего сборник. Это грустная история любви лесоруба Семёна к товарищу по работе Клаше. Мягкий, замкнутый Семён полюбил впервые, нежно, глубоко. Лю­ бовь окрыляет его, зовёт на самозабвен­ ный труд. В своём упоении трудом, лю­ бовью Семён не замечает ни грубого то­ на невесты, ни откровенных насмешек её. Клаша дала согласие стать его же­ ной, и этого Семёну довольно. Радостно и торжественно собираются на свадьбу Семён с товарищами. Вот они входят в ярко освещённую комнату. За свадебным столом сидит Клаша и рядом с ней, на месте жениха... товарищ Семёна, тракто­ рист Лоскутов. Оказывается, они давно «гуляют» и только из-за ссоры Клаша назло хотела выйти замуж за Семёна. В этот кульминационный момент вы, чита­ тель, будете в недоумении — кому от­ дать свои симпатии? Конечно, бесчело­ вечно поступили Лоскутов и Клаша, но « Семён хорош — женится, а сам и не по­ интересовался, не попытался разгадать, любит ли его невеста. Пожалуй, лучше уж хоть позднее, хоть мучительное, но честное исправление недоразумения, чем нелепый брак без любви, назло кому-то. Так, очевидно, решите вы и довольно равнодушно будете следить за страда­ ниями Семёна, описаниям которых посвя­ щено дальнейшее повествование. И вдруг новый сюжетный поворот — Лоскутов через две недели бросает Клашу — «не столковались по ряду вопросов», — как объясняет он, и рассказ завершается сце­ ной изгнания Лоскутова с лесоразрабо­ ток. Семён же, окружённый заботливым вниманием.друзей, осознавший большое значение своего труда (за десять лет он,, оказывается, дал столько древесины, что можно десятка два деревень построить), духовно возрождается: «в душу входили покой и сила».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2