Сибирские огни, 1956, № 5
горячего сердца и мужественного труда, Залесов проникается убеждением, что дальше так жить он не может. Со свадь бы он «почти бежит, словно опаздывает куда-то». «Нельзя же так, чтобы погибла жизнь, — горячо убеждает он себя.— Подожди, не волнуйся, не всё ещё кончено. Ещё можно посадить не одно дерево». И Залесов твёрдо решает начать но вую жизнь. Великолепный психологиче ский ход! Именно этот порыв к действию, данный автором, делает такой вырази тельной и неожиданной концовку рас сказа: «Залесов... перестаёт бежать, он идёт, заложив руки за спину, точно дачник в саду. Мечтательно улыбается и думает о том, как откроет людям в тайге золотую долину. Эта мечта успокаивает». Интересен, заставляет много думать рассказ «Листопад в декабре». «У каж дого человека своя манящая даль», — размышляет автор. А какая она у героя рассказа Томилина? Сын обеспеченных, но очень занятых родителей, Сергей рос без присмотра. Учился еле-еле, мальчиш кой несколько раз сбегал из дому в моря ки, потом на фронт. Эвакуировался с ма терью в Фергану и случайно стал парик махером. Осиротел. Вёл безалаберную, беспутную холостяцкую жизнь. Случай ные настроения руководят его поступка ми. Потянуло к «уютной» девушке Зине, официантке столовой. Женился, не оста новился перед подлостью — «отбил» не весту у лучшего друга. Быстро разочаро вался в жене — оказалась вздорной ме щанкой. Потянуло к другой: «помере щилось в этой девушке что-то бесконеч но нежное, взволнованно-порывистое». Пришло ли настоящее чувство или это только кажется ему? Томилин расстался с женой, вновь неуютная холостяцкая жизнь. Нет у него своей «манящей да ли», сам не знает он, чего хочет. И толь ко как о самом лучшем в своей жизни будет он думать о друге Сметанине, кото рого так жестоко обманул, и о несбыв- шейся любви к узбечке Шарафат. Кто знает, может быть, это была последняя в жизни Сергея встреча с большими чело веческими чувствами? Такой печальный вывод подсказывает нам автор, и с этим никак не хочется соглашаться. Глубоко и тонко вскрыв психологию человека без мечты, морально неустойчивого, И. Лав ров бросает его на произвол судьбы, как будто Томилин живёт в пустыне. Мы бла годарны автору за богатый материал для размышлений, но пожелаем ему всё же больше верить в человека, в силу воз действия нашего общества... пожелаем по-горьковски, по-макаренковски стро ить более светлые перспективные линии развития людей. По-настоящему поэтичен рассказ о по следних днях певца Стогова («Несмол кающая песнь»). Уходит из жизни та лантливый артист, но оставляет людям свою песню. Она не смолкает и, навер ное, долго ещё будет жить, пробуждая лучшие душевные силы человека. Рас сказ был бы совсем хорош, если бы не налёт сентиментальности, вдруг про скальзывающий в общем строе сурового и сдержанного повествования. Я не буду касаться рассказов «Кры лышко» и «Лейтенант милиции», уже получивших справедливую оценку крити ки (Б. Рясенцев, «Сибирские огни» № 4, 1955 год), не буду останавливаться на анализе небольшого этюда «Щепотка», представляющего, на мой взгляд, вполне удачный, остроумный опыт автора в са тирическом жанре. Мне хочется более подробно поговорить о двух рассказах, в которых И. Лавров попытался выйти за пределы излюбленного круга тем, где он пишет о людях созидательного труда, о явлениях, в которых «наиболее ярко проявляются социальные приметы наше го времени»-. Коллектив советских людей не оста вит человека в беде — такова основная мысль рассказа «Синий колодец», откры вающего сборник. Это грустная история любви лесоруба Семёна к товарищу по работе Клаше. Мягкий, замкнутый Семён полюбил впервые, нежно, глубоко. Лю бовь окрыляет его, зовёт на самозабвен ный труд. В своём упоении трудом, лю бовью Семён не замечает ни грубого то на невесты, ни откровенных насмешек её. Клаша дала согласие стать его же ной, и этого Семёну довольно. Радостно и торжественно собираются на свадьбу Семён с товарищами. Вот они входят в ярко освещённую комнату. За свадебным столом сидит Клаша и рядом с ней, на месте жениха... товарищ Семёна, тракто рист Лоскутов. Оказывается, они давно «гуляют» и только из-за ссоры Клаша назло хотела выйти замуж за Семёна. В этот кульминационный момент вы, чита тель, будете в недоумении — кому от дать свои симпатии? Конечно, бесчело вечно поступили Лоскутов и Клаша, но « Семён хорош — женится, а сам и не по интересовался, не попытался разгадать, любит ли его невеста. Пожалуй, лучше уж хоть позднее, хоть мучительное, но честное исправление недоразумения, чем нелепый брак без любви, назло кому-то. Так, очевидно, решите вы и довольно равнодушно будете следить за страда ниями Семёна, описаниям которых посвя щено дальнейшее повествование. И вдруг новый сюжетный поворот — Лоскутов через две недели бросает Клашу — «не столковались по ряду вопросов», — как объясняет он, и рассказ завершается сце ной изгнания Лоскутова с лесоразрабо ток. Семён же, окружённый заботливым вниманием.друзей, осознавший большое значение своего труда (за десять лет он,, оказывается, дал столько древесины, что можно десятка два деревень построить), духовно возрождается: «в душу входили покой и сила».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2