Сибирские огни, 1956, № 5

И по траве, снегами смятой, Дымок кудрявый, горьковатый. Дохнувший мятой полевой... И в дальней чаще кедрача Костра охотничьего трепет, И на л у гу ребячий лепет Новорождённого ручья... ...Трезвоном льдин и светлым дымом Апрель зовёт. Окончен путь. Как хорошо наполнить грудь Солдату воздухом родимым. Близость отчего дома, эта знакомая с детства картина, будит самые светлые чувства в душе воина, перенёсшего всю тяжесть суровых лет, вселяет в неё бод­ рость и уверенность в своём завтра. Назвать это стихотворение о человеке «пейзажной зарисовкой», значит, как го­ ворится, «за деревьями не увидеть леса», не заметить главного. Нередко приходится читать стихи, где поэтическая мысль, идея кончаются в первых же строфах и дальше следуют пережёвывание уже сказанного, бледные, невыразительные «рассуждения по пово­ ду». Такие стихи оставляют читателя хо­ лодным. В стихотворениях «Первый трудо­ день», «Разговор в кузнице», «Говорит колхоз», «Большевистский путь», «Воз­ вращение» и многих других Инн. Лугов­ ской добивается того, что эмоциональная точка не совпадает с точкой, поставлен­ ной в конце стихотворения. Поэтические образы, созданные поэтом, остаются в сознании, вызывают новые мысли, новые ассоциации. Этой веры в жизненный опыт читате­ ля, веры в его ум, наблюдательность, чуткость часто недостаёт некоторым на­ шим поэтам. Близкое знакомство с народной поэ­ зией Сибири, в частности, бурят-монголь­ ской, заметно обогатили творчество Инн. Луговского. Достаточно сказать, что многие оригинальные стихотворения поэта навеяны бурят-монгольскими на­ родными преданиями («Песни моего сердца», «Башни в степи», «Парни на­ шей бригады»), написаны по мотивам ха­ касских легенд («Чудесный анчи») и др. Интерес и любовь к народному твор­ честву привели поэта к переводческой работе, которой он уделяет много внима­ ния, особенно последнее время. Перево­ ды произведений бурят-монгольских, монгольских и эвенкийских поэтов, ска­ зителей, прозаиков, сделанные Инн. Лу- говским, получили высокую оценку и широкую известность. Среди них следует отметить переводы улигеров (героиче­ ских былин), поэм и песен А. Тороева и Ц. Галсанова. В свои сборники последних лет Инн. Луговской включает циклы военных сти­ хов. Они составлены из нескольких наи­ более удачных, прошедших проверку временем стихотворений, опубликован­ ных в своё время в сборнике .«Из поле­ вой сумки», и новых стихов о бдительно­ сти, о воинской спайке и дружбе. Поэт и по сей день не порывает связи с армей­ ским читателем: за послевоенные годы им опубликовано несколько маршевых песен («Сибирская походная», «Песнь о полковом знамени», «Песня о молодом солдате», «Сибирская стрелковая» и др.), часть из которых положена на музыку. Особое место в творчестве Инн. Лу­ говского занимают его книги стихов для детей — «Едем в поле» и «Мишуткин трудодень». В рецензии на детские книжки поэта Мих. Светлов очень точно заметил одно из достоинств поэта — ин­ тонационную свежесть его стихотворе­ ний. «Читаешь его стихи, — пишет автор рецензий, — и кажется, что человек с доброй улыбкой сидит и разговаривает с тобой». Верно найденная интонация, умение уйти и от назидательности, и от сладко­ речивого сюсюкания придают стихам Инн. Луговского теплоту и задушевность, которые особенно дороги детям. Поэт знакомит юных читателей и с ле­ гендами («Чудесный ключ»), и с народ­ ными приметами природы («Кто разбил лёд?»), рассказывает им о своём крае, рисует очень живые и непосредственные картинки из жизни ребят: Я и дружок мой Боря Совсем потеряли сон — С тех пор как стоит в конторе Радиотелефон. Ему проводов не надо, Ему лишь антенна нужна, Отсюда любая бригада В далёких полях слышна. Друзья пытались проникнуть «на ра­ цию к тёте Рите», но их туда не пусти­ ли. Ждать, пока подрастёшь, — это не интересно, и ребята, своими руками соо­ рудив радиостанцию с микротелефонной трубкой из жести и с антенной, устанав­ ливают её на чердаке и вертят медный рычаг, вставленный в ящик из-под пе­ ченья. В ответ нам — ни слова, ни крика. Лишь ветер в антенне поёт. — В чём, говорю заковыка? А друг отвечает: — Просчёт! Антенна у нас низковата... Подняли... Но не секрет: Слышимость слабовата, А честно сказать — её нет. В стихах для детей Инн. Луговской остаётся верным себе: это — стихи о родном крае, о колхозной детворе, о их делах, о их мечте. Всё, сказанное об Инн. Луговском, как о поэте, тесно связанном с жизнью, поэте талантливом и самобытном ни в какой мере не извиняет его существенных сла­ бостей и недостатков. Напротив, тем большую досаду они вызывают. При всей разносторонности его сегодняшней работы, в ней всё же ощущается какая- то робость, скованность, какое-то само­ ограничение. В некоторых стихах поэта о колхоз­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2