Сибирские огни, 1956, № 5
венности, позволяют ему в ряде стихотво- рений подняться до больших обобщений. Есть у Инн. Луговского стихотворе ние «Первый трудодень». Оно в извест ной степени показательно для творче ской манеры поэта. Как написать о кол хозном трудодне, как раскрыть большое содержание, скрытое в этом понятии? В «Первом трудодне» автор намеренно уходит от прямолинейного, «лобового» решения темы. Одиннадцатилетний пионер Мишутка впервые в жизни выехал с бригадой в поле, на работу. «Нахмурив брови стро го», он сидит на сцепе и ревностно сле дит за тем, чтобы не оказалось огреха. Сердце мальчика переполняет чувство хорошей гордости: он наравне со взрос лыми занят большим и важным делом, без него нельзя обойтись, он нужен, он — равноправный член бригады! Его даже называть стали, как большого, по имени и отчеству. Его фамилию — С первым трудоднём, не шутки ради, Счетовод вписал в свои тетради... Живая картина полевых работ, свежо, психологически точно переданные чувст ва мальчика, заработавшего свой первый трудодень, делают это стихотворение вы разительным, запоминающимся. Поэт часто прибегает к стиху сюжет ному. За строками этих стихотворений, за простыми, будничными, на первый взгляд, фактами из жизни села, возни кает картина, наполненная большим внутренним содержанием. В колхозную кузницу к старому умельцу Никите — Приходят с поля бригадиры. Никита видит их насквозь: Сидят и щупают, придиры, Рычаг и зубья, блок и ось... Задымили махоркой, заговорили о де лах колхозных, о посевной, об оси, «на диво сваренной Никитой». Кто-то пере вёл разговор на «оси» и «блоки», кото рые готовят против нас враги за океа ном. Никита молчит, ему не до разгово ров: в горне у него новая ось, которую ждут на посевной. Раскалив металл до бела, он бросает его в ледяную воду — Взметнулся вверх фонтан кипящий. Потом утихло всё. И вот Кузнец клещами сталь берёт И ус топорщит: — Подходяще! Теперь и он, старый Никита, может сказать своё слово: ...рассмеявшись басовито, Поводит сивой бровью вкось: — Я так смекаю — эта ось Покрепче будет той оси-то... — Смотри — ни трещинки! И он Бьёт молотком по ней для пробы. И вот, в село, через сугробы Летит, как песня, чистый звон. Летит, как песня заревая, Людей хватая за сердца... И долго, долго звеньевая Стоит с улыбкой у крыльца. («Разговор в кузнице»). Глубокий подтекст, неожиданный по ворот темы, лирическая взволнован ность, каламбур, шутка — характерны и для таких стихотворений Инн. Лугов ского, как «Ночь на полевом стане», «Весна пришла», «Колхозные вече ринки». В стихах Инн. Луговского много ём ких, хорошо увиденных поэтических де талей. Лютый сибирский мороз... Чуть свет поднялись люди, разбуженные го лосом колхозного радиоузла: «С добрым утром!». Репродуктор разбудил и... про спавшего петуха: Взмахнув крылом, растерянно и наспех Он всё же спел, колхозным курам на смех... В избах загораются огни, люди соби раются на работу — И по привычке старой фронтовой Кузнец на ладно скроенные плечи Плеснул воды сердитой, снеговой. Поэт находит скупые, но вместе с тем зримые и точные образы для изображе ния начала рабочего дня, для передачи трудового пафоса: На лесопилке пилы прожужжали, И было видно, как на диск пилы Раздваиваясь, брёвна побежали В пурге опилок, в запахе смолы. Умение видеть и поэтично передать увиденное позволило Инн. Луговскому в ряде стихотворений нарисовать живые картины сибирской природы. Пейзаж у поэта не существует сам по себе, мы не встретим у него ни одного собственно пейзажного стихотворения. Природа род ного края органично входит в самые различные по теме произведения, помо гает поэту полнее выразить мысль, при даёт стихам теплоту и образную све жесть. Совершенно неправа в одной из своих статей критик С. Бабенышева, упрек нувшая Инн. Луговского в том, что сти хи его будто бы «посвящены главным об разом пейзажным зарисовкам и не дают ярких, запоминающихся образов совет ских людей — активных преобразовате лей края». Возьмём хотя бы стихотворе ние «Возвращение». Передавая чувства вернувшегося домой воина-фронтовика, поэт не прибегает ни к патетическим восклицаниям, ни к психологизированию. Он просто заставляет читателя увидеть сибирскую землю глазами этого истоско вавшегося по родным местам солдата: ■ Стоустая молва весны! Тетеревиный звон из бора. В долинах снежные озёра, Как слёзы радости, ясны. Хребет, закрытый синевой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2