Сибирские огни, 1956, № 5
мстителем, делают это стихотворение конкретным, живым, усиливают его идей ное звучание. Этому же принципу поэт следует и в другом стихотворении сборника «Това рищ Ольга». Проникнутый мягким ли ризмом образ девушки-партизанки на полнен той героикой, той ненавистью к врагу, которые в дни войны вели совет ских людей на подвиг. Но не все, к сожалению, военные сти хи Инн. Луговского можно занести в ак тив поэта. Есть в сборнике «Из полевой сумки» и значительные поэтические из держки. Некоторые стихотворения остав ляют ощущение серости, недоработанно- сти, подлинное чувство, поэтическая мысль подменены в них шаблонными об разами, холодной патетикой: Товарищ радист! Ты — снайпер эфира, Связь на войне, как воздух, нужна. Так пусть боевой приказ командира Несёт безотказно твоя волна... В отдельных стихотворениях автору изменяют поэтический вкус, чувство ме ры, и тогда стихи воспринимаются с до садой, как что-то искусственное, натяну тое, примитивное. Вспомнив первый год войны, блокиро ванный Ленинград, преимущества авиа ции противника, обратимся к тому, что пишет автор в «Новелле о хитрости»: В небе скучает крылатый патруль. Лётчик в досаде теребит руль: — Определённо — серенький день! — Хотя бы одна где немецкая тень! Это очень плохо не только с точки зрения поэзии. Это — искажение прав ды. И совершенно неверно по-человече ски. Автор и сам, повидимому, почувство вал фальшь и надуманность этого стихо творения. Оно, как, впрочем, и многие другие стихи из военной книжки, не бы ло им включено в доследующие сбор ники. * * * Оглядываясь сейчас на более чем двадцатилетний литературный путь Инн. Луговского, отчётливо видишь, что и его поэтическая работа в предвоенные годы, и стихи, написанные в период вой ны, — всё это в большей степени лишь подступы к главной теме, первые уда_чи на пути к мастерству, своего рода «раз ведка боем», без которой в творчестве не обойтись. Но уже в первые послевоенные годы деятельность Инн. Луговского приобре тает ту широту и определённость, кото рые приходят вместе со зрелостью. Чем дальше, тем больше возрастает его ак тивность, разностороннее становятся творческие замыслы. Поэт выпускает три сборника стихов, две книги для детей, заявляет о себе как о поэте-песеннике, серьёзно и плодотворно работает над художественными переводами, занимает ся редактурой. И что бы ни делал Инн. Луговской, за всем этим чувствует ся верность себе, своей поэтической ма нере, своей, подсказанной годами поис ков, теме. Новая Сибирь, с разбуженной тайгой, с раздольем её неоглядных просторов, с байкальскими штормами и стройкой на Ангаре; новые, рождённые советской эпо хой люди, строители коммунизма, горя чие патриоты Родины, дружный и креп кий народ — сибиряки, —■вот что при влекает постоянное и пристальное вни мание Инн. Луговского. Он — поэт Си бири, её людей, её суровой и величест венной природы. Было бы ошибкой видеть в этом узость тематики, слабость, ограничен ность писателя. Ведь дело совсем не в том, где происходит то или иное собы тие, откуда родом избранный автором ге рой. Важно другое: насколько поэт су мел в малом увидеть большое, в част ном — общее, насколько ему удалось в явлении, казалось бы будничном и непри мечательном, передать пульс, дыхание своего времени, приметы завтрашнего дня в жизни всей страны, новые каче ства в характере советского человека. Инн. Луговской пишет о своих земля ках — охотниках, лесорубах, рыбаках, хлеборобах, — жизнь которых прошла перед его глазами, чьи дела, чувства и мысли близки и понятны ему, он рисует картины полюбившейся ему с детства родной природы, и именно в этом его си ла, этим определяются его своеобразие, его поэтическая индивидуальность. Изданные им за последнее время сбор ники стихов «На родных берегах», «Край любимый», «Весна идёт» неодинаковы по составу, но единство их поэтического звучания, постоянство автора в выборе предмета изображения дают возмож ность проследить какие-то общие законо мерности в творчестве Инн. Луговского этих лет, позволяют говорить об этих сборниках в целом. Центральное место в творчестве Инн. Луговского занимают жизнь колхоз ной деревни, люди труда. Тема большая и ответственная. Поэт пришёл к ней не случайно: она была продиктована широ- ким^ кругом накопленных наблюдений, всей его жизнью, вошла в его стихи есте ственно и органично. Но и самая важная, самая богатая со держанием тема может в художествен ном произведении оказаться скомпроме тированной, если писатель пойдёт по пу ти общих фраз и отвлечённостей. Инн. Луговской минует эту опасность. Живая зарисовка с натуры, конкретный факт, осмысленный поэтически, помога ют автору добиться наглядности и дейст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2