Сибирские огни, 1956, № 5

мстителем, делают это стихотворение конкретным, живым, усиливают его идей­ ное звучание. Этому же принципу поэт следует и в другом стихотворении сборника «Това­ рищ Ольга». Проникнутый мягким ли­ ризмом образ девушки-партизанки на­ полнен той героикой, той ненавистью к врагу, которые в дни войны вели совет­ ских людей на подвиг. Но не все, к сожалению, военные сти­ хи Инн. Луговского можно занести в ак­ тив поэта. Есть в сборнике «Из полевой сумки» и значительные поэтические из­ держки. Некоторые стихотворения остав­ ляют ощущение серости, недоработанно- сти, подлинное чувство, поэтическая мысль подменены в них шаблонными об­ разами, холодной патетикой: Товарищ радист! Ты — снайпер эфира, Связь на войне, как воздух, нужна. Так пусть боевой приказ командира Несёт безотказно твоя волна... В отдельных стихотворениях автору изменяют поэтический вкус, чувство ме­ ры, и тогда стихи воспринимаются с до­ садой, как что-то искусственное, натяну­ тое, примитивное. Вспомнив первый год войны, блокиро­ ванный Ленинград, преимущества авиа­ ции противника, обратимся к тому, что пишет автор в «Новелле о хитрости»: В небе скучает крылатый патруль. Лётчик в досаде теребит руль: — Определённо — серенький день! — Хотя бы одна где немецкая тень! Это очень плохо не только с точки зрения поэзии. Это — искажение прав­ ды. И совершенно неверно по-человече­ ски. Автор и сам, повидимому, почувство­ вал фальшь и надуманность этого стихо­ творения. Оно, как, впрочем, и многие другие стихи из военной книжки, не бы­ ло им включено в доследующие сбор­ ники. * * * Оглядываясь сейчас на более чем двадцатилетний литературный путь Инн. Луговского, отчётливо видишь, что и его поэтическая работа в предвоенные годы, и стихи, написанные в период вой­ ны, — всё это в большей степени лишь подступы к главной теме, первые уда_чи на пути к мастерству, своего рода «раз­ ведка боем», без которой в творчестве не обойтись. Но уже в первые послевоенные годы деятельность Инн. Луговского приобре­ тает ту широту и определённость, кото­ рые приходят вместе со зрелостью. Чем дальше, тем больше возрастает его ак­ тивность, разностороннее становятся творческие замыслы. Поэт выпускает три сборника стихов, две книги для детей, заявляет о себе как о поэте-песеннике, серьёзно и плодотворно работает над художественными переводами, занимает­ ся редактурой. И что бы ни делал Инн. Луговской, за всем этим чувствует­ ся верность себе, своей поэтической ма­ нере, своей, подсказанной годами поис­ ков, теме. Новая Сибирь, с разбуженной тайгой, с раздольем её неоглядных просторов, с байкальскими штормами и стройкой на Ангаре; новые, рождённые советской эпо­ хой люди, строители коммунизма, горя­ чие патриоты Родины, дружный и креп­ кий народ — сибиряки, —■вот что при­ влекает постоянное и пристальное вни­ мание Инн. Луговского. Он — поэт Си­ бири, её людей, её суровой и величест­ венной природы. Было бы ошибкой видеть в этом узость тематики, слабость, ограничен­ ность писателя. Ведь дело совсем не в том, где происходит то или иное собы­ тие, откуда родом избранный автором ге­ рой. Важно другое: насколько поэт су­ мел в малом увидеть большое, в част­ ном — общее, насколько ему удалось в явлении, казалось бы будничном и непри­ мечательном, передать пульс, дыхание своего времени, приметы завтрашнего дня в жизни всей страны, новые каче­ ства в характере советского человека. Инн. Луговской пишет о своих земля­ ках — охотниках, лесорубах, рыбаках, хлеборобах, — жизнь которых прошла перед его глазами, чьи дела, чувства и мысли близки и понятны ему, он рисует картины полюбившейся ему с детства родной природы, и именно в этом его си­ ла, этим определяются его своеобразие, его поэтическая индивидуальность. Изданные им за последнее время сбор­ ники стихов «На родных берегах», «Край любимый», «Весна идёт» неодинаковы по составу, но единство их поэтического звучания, постоянство автора в выборе предмета изображения дают возмож­ ность проследить какие-то общие законо­ мерности в творчестве Инн. Луговского этих лет, позволяют говорить об этих сборниках в целом. Центральное место в творчестве Инн. Луговского занимают жизнь колхоз­ ной деревни, люди труда. Тема большая и ответственная. Поэт пришёл к ней не случайно: она была продиктована широ- ким^ кругом накопленных наблюдений, всей его жизнью, вошла в его стихи есте­ ственно и органично. Но и самая важная, самая богатая со­ держанием тема может в художествен­ ном произведении оказаться скомпроме­ тированной, если писатель пойдёт по пу­ ти общих фраз и отвлечённостей. Инн. Луговской минует эту опасность. Живая зарисовка с натуры, конкретный факт, осмысленный поэтически, помога­ ют автору добиться наглядности и дейст­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2