Сибирские огни, 1956, № 5
Здравствуй, бронзовое тело, Что, как ветер, отшумело. Здравствуй, молодости век, Наш стремительный забег! и заимствованные «красивости», вроде: Ты ушла, И в мареве тумана Отзвенел твой голос навсегда... На следующий же день после начала Великой Отечественной войны художни ки и поэты столицы, продолжая славные традиции русского революционного ис кусства, начали выпуск «Окон ТАСС». Политическая карикатура, агитплакаты, броские обличительные стихотворные тексты помогали советским людям глуб же осмысливать происходящие события, воспитывали в них непримиримую нена висть к врагу, укрепляли веру в правоту своего дела, веру в победу. Но плакаты, сделанные в Москве и рассылаемые в города страны, попадали на Дальний Восток лишь спустя несколь ко дней. Терялись оперативность, остро та, злободневность. И тогда в Чите было решено выпускать свой боевой плакат. «Окна ТАСС», которые готовились при редакции газеты «Забайкальский рабо чий» вначале в единственном экземпля ре, получили вскоре широкое распростра нение, — тираж их достигал трёхсот пятисот экземпляров. Теперь не только соседние города, но и районы получали своевременный отклик на каждое значи тельное событие. В работе над созданием стихотворных текстов под плакатами приняла участие большая группа дальневосточных и си бирских писателей. Среди них был и поэт Инн. Луговской, с первых же дней вой ны ставший офицером и военным журна листом. Тексты его были просты и лако ничны. Обнаружившиеся ещё в Дарасу- не и Нижнем Ингаше сатирические спо собности поэта в пору «Окон ТАСС» проявились с новой силой. Ему удаются и едкая шутка, и полная сарказма эпи грамма, и пародия. Поэтическая работа Инн. Луговского в «Окнах ТАСС», во многом способство вавшая успеху их, касалась не только вопррсов международной политики, по ложения дел на фронтах. Поэт обращал ся и к темам внутренней жизни страны, он писал о героической работе советских женщин, о тружениках городов и сёл, которым по праву принадлежала слава побед, одержанных на фронте. Осенью 1942 года в Иркутске вышел сборник военных стихов Инн. Луговского «Из полевой сумки». Произведения, во шедшие в эту книгу, отличала страст ность патриотического чувства, боеви тость, мужественность окрепшего поэти ческого голоса. Это были стихи не толь ко из полевой сумки, но и для полевой сумки. У них был совершенно опреде лённый адрес: фронт, действующая армия. Стихи были просты, по-солдатски крепки и немногословны: Два Максима в нашей части Отличались службою И, фашистам на несчастье, Боевою дружбою. * Дружба та неугасима Поражает прочностью: Бьёт Максим наш из «максима» С максимальной точностью. Это, приведённое полностью стихотво рение «Боевая дружба» в известной ме ре характерно для многих помещённых в сборнике стихотворений. Шуточная ча стушка, добрая хорошая поговорка — такие стихи запоминались, были близки и понятны солдатскому сердцу. Поэт старается избежать абстрактной патетики, риторики, он ищет новые ин тонации, необычные повороты темы: Полированное ложе, Отшлифованная сталь. Промахнуться разве можно? Промахнуться просто жаль!.. — говорит он в стихотворении «Бей, моя самозарядная». Тяжесть разлуки с близкими, тревога и тоска по родному краю, по дому, па мять о мирных днях жили в дни войны б сердце каждого воина. Инн. Луговской в ряде своих стихотворений обостряет это чувство, возвращая память своего читателя к родным местам, к недавнему прошлому. Это усиливает эмоциональ ную действенность написанного, даёт возможность даже в самом банальном сю жете избежать штампов и рифмованных лозунгов. Край мой нетронутых рос. двойного ветра и шума... Сотни нехоженых вёрст Синью легли до чума. Где-то изюбри ревут... — так начинается стихотворение «Снай пер-истребитель», рассказывающее об якуте охотнике, семьянине, трудолюбе, умевшем бегло читать на снегу «ско ропись свежих следов», бившем зверя пулей без промаха. Край мой нетронутых рос, Синего майского дыма... Кто дерзкую руку занёс На то, что сердцу любимо? И, сменив охотничье ружьё на снай перскую винтовку, якут воин выслежи вает «зверя двуногого ход». Сто шесть десят две зарубки сделаны им на ложе винтовки: Разве уйдёшь от того, Кто в глаз попадает белке? Картины родной природы, задушевный рассказ об охотнике, ставшем народным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2