Сибирские огни, 1956, № 5
Когда в 1933 году в шахтах и на заво де Дарасунского золотопромышленного рудника образовался прорыв, Инн. Лу- говской едет туда с бригадой краевой га зеты. Было решено, по примеру агита ционной работы В. Маяковского и Д. Бедного, избрать условный сатириче ский персонаж для стихотворных фелье тонов и печатать эти фельетоны из но мера в номер. Острая борьба с неполадками в работе, изобличение самодуров, прогульщиков, лодырей и шкурников помогли коллекти ву рудника выйти из прорыва, ещё раз показали, какую огромную силу имеет орудие смеха, если этот смех становится достоянием народа. Спустя некоторое время, за две тыся чи километров от Дарасуна, в Малинов ской МТС Нижне-Ингашского района заявил о своём существовании новый персонаж сатирических фельетонов — «■Верблюд»: Тяжеловес и тугодум, Я не люблю колхозный шум, Я потихонечку плетусь, Я никуда не тороплюсь... Что мне колхоз? Я сам — колхоз! Я сам бы шерстью лишь оброс! Какое дело мне до всех! Прожить бы только без помех. Я дальше ног своих не вижу, Я ваши темпы ненавижу. Х ож у я меньше, больше сплю И жвачку про себя жую. Как и на золотопромышленном рудни ке, здесь, среди сибирских хлеборобов, стихи Инн. Луговского сыграли свою роль. Сатирические стихи из «Верблю да» декламировали колхозные школьни ки. Герои «Верблюда» слышали о себе повсюду: на улице, в клубе, на собра нии, в бригаде. Агитационные и обли чительные стихи Инн. Луговского яви лись одной из самых дёйственных форм массовой воспитательной работы в кол хозах района. В битве за хлеб они были на переднем крае. В повседневном общении с людьми, в упорной, по-боевому горячей работе ши рился горизонт, росло профессиональное умение, крепнул поэтический голос Инн. Луговского. Таков был путь, которым пришёл в поэзию автор «Просеки». В этом небольшом сборнике, состав ленном из стихов разных лет, сборнике ещё очень неровном и сыром, были и абстракции, типичные для тех лет «рас каты канонад», «зарева пожарищ», «вет ры истории», были и мотивы, взятые напрокат: Отсинело, отзвенело, Откружилося листвою. Бородой заиндевелой Кто-то водит над рекою. и т. п. Но при всём этом некоторые страницы «Просеки» не могли не остановить вни- 12. «Сибирские огни » № 5. мания: чувствовались собственное дыха ние, свой подход к теме, настоящая поэ тическая взволнованность. Вот мы оказываемся с автором на разъезде « у пролёта Ленинград — Вла дивосток», где «задыхаются паровозы на сквозном пограничном ветру», где «ночь глуха, как молитва ламы», и «спит ко выль на монгольском кургане». Поэт по гружён в раздумье, и перед его мыслен ным взором предстаёт вся страна. Он ви дит, как ....На обоих концах пролёта За зелёным краем земли Рассекают холодные воды Океанские корабли... Километры... ещё километры... Жизнь встаёт без конца, без границ. А у нас, на разъезде, ветры Да полночные песни волчиц. А у нас по дорогам длинным. Что ушли от маньчжурской тоски, Шелестя и шипя по-змеиному. Табунами кочуют пески... Только нет, здесь не глухомань, не за бытый «медвежий угол»: ...приближая страны, Безграничные дали сжав, гудят телеграфные провода, донося и сю да «торжествующий темп Москвы». За канчиваются стихи просто и искренне: Хорошо и сквозь дым расстояний, Ощущая страны бытиё, В величавом её дыхании Слушать маленькое своё! . Хорошо день в степи отработав, Записать это в общий итог И считать себя частью пролёта: Ленинград— Владивосток. Хорошие, светлые мысли и чувства будят эти стихи, передающие героику первой пятилетки, Новоё отношение к жизни, к труду, пробудившееся сознание своей причастности ко всему, чем живёт и дышит страна. Такие стихи, как «За утками», «На разъезде», «Соболь», при всей своей не- безупречности оставляли отрадное впе чатление, говорили о бесспорных воз можностях поэта. Через три года после «Просеки» по явилась вторая книга Инн. Луговского— «Россыпи». В неё вошли новые стихи о молодо сти, о комсомоле, о спорте и уже знако мые читателю стихотворения, подверг шиеся доработке. Но в целом «Россы пи» не явились для Инн. Луговского сколько-нибудь заметным шагом вперёд. Поэт всё ещё искал свою тему, всё ещё ке мог преодолеть слабостей, проявив шихся в первой книге. Рядом со свежи ми, удачно найденными поэтическими об разами, метафорами, сравнениями по- прежнему оставались и стёртые, абстрактно-патетические фразы:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2