Сибирские огни, 1956, № 5

Щшш ц^а if S tf^iw o tftaxp irsf ИГОРЬ СЕНЬКОВ Путь к зрелости Творчество Иннокентия Луговского Когда в Иркутске, в 1934 году, вышел из печати сборник стихов «Просека», ав­ тору его Иннокентию Луговскому испол­ нилось тридцать лет. Это была его пер­ вая книга. В ней, конечно, было немало погрешностей. Автор заслуживал упрёка и за несамостоятельную интонацию ряда стихотворений, и за нетребовательность в отборе поэтических средств, и за ча­ стые языковые небрежности. Но даже самый взыскательный критик не смог бы обвинить молодого поэта в легкодумии, в незнании жизни. За стихами Инн. Луговского стояли го­ ды борьбы, труда, поисков и раздумий, свой круг жизненных наблюдений, своя — не по годам — биография. С детских лет Инн. Луговской рос без матери в глухой забайкальской станице. Затемно поднимаясь, вместе с отцом вы- езжал в поле. Трудная жизнь была у крестьянина-бедняка. Когда потом в сборнике «Просека» по­ эт, возвратившись памятью к детским годам, скажет: Там, где гниёт хвоя На приисковых шлаках. Ранняя юность моя Вымерзла в чахлых бараках. Как ты уйдёшь из тайги, Просеку сделаешь грудью, Если сильны враги, Путь беспощадно труден? Как ты сотрёшь с лица След нищеты и муки. Если всего у отца Доброе сердце да руки? При всей незатейливости этих строк чи­ татель не обманется,— он поверит и достоверности нарисованной картины и неподдельности сыновнего чувства. В 1919 году отец поэта — первый председатель Совдепа .с. Турга Читин­ ской области, один из организаторов красногвардейских отрядов — был рас­ стрелян карателями атамана Семёнова. Вместе со старшим братом Инн. Лугов­ ской ушёл в партизанский отряд. Вскоре, в одном из боёв, брат погиб. Потом в «Просеке» появились строки: ..Шарахнулись кони В ожогах хлыста. В безумном разгоне Заплакала сталь. Кидайся в атаку. Дорогу клуби. Налево, направо. Братишка, руби!.. За плети, за раны. За пытки, за кровь. За смерть партизана. За вой шомполов. За боль, за расправы, За слёзы обид — Налево, направо, Ребята, р-руби! Читая эти стихи, хочется не заметить ни «слёз обид», ни «безумного разгона»: — гнев и ненависть юного сердца, стре­ мительность атаки переданы в стихах с той подкупающей непосредственностью, с той простотой и энергией, на которые, пожалуй, способна лишь молодость. ...Окончилась гражданская война. Инн. Луговской работает по найму батра­ ком, вступает в комсомол, становится селькором, с помощью комсомольской ячейки зимой учится в школе-девятилет­ ке. В 1925 году его, одного из наиболее активных сельских корреспондентов, при­ глашает на работу редакция газеты «За­ байкальский рабочий». На страницах этой, одной из старейших в стране газе­ ты Инн. Луговской впервые публикует свои стихи, очерки, фельетоны. Здесь он нашёл своё призвание. И где бы потом он ни оказывался •— в рядах ли Красной Армии, у транспортников ли Сибирской магистрали, на рыбных ли промыслах Амура и Приморья, в совхозах ли Ир­ кутской области, у шахтёров ли Черем- ховского бассейна — отовсюду в сибир­ ские газеты и журналы почта доставляла вместе с боевыми корреспонденциями и очерками стихи Инн. Луговского. В редакции газеты «Тихоокеанская звезда» он работает вместе с Аркадием Гайдаром. Эта встреча творчески обога­ тила молодого поэта и журналиста, ока­ зала большое влияние на всю его даль­ нейшую деятельность. Активность жизненной позиции, отно­ шение к своему поэтическому слову как к оружию в борьбе за новую жизн^, опе­ ративность, острота, злободневность — в лучшем смысле ’ этих понятий — вот что отличает работу Инн. Луговского.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2