Сибирские огни, 1956, № 5
его гастроли значительно укрепили славу русского искусства. Это особенно надо подчеркнуть, потому что главным тут именно это и было — не то, что появил ся певец с таким чудесным голосом, а то, что он приехал из России, которую очень многие из иностранцев называли страной медведей. Эта глупость нередко появлялась и на страницах заграничных газет, как только речь заходила о Рос сии. Трудами Шаляпина и Собинова, многих наших писателей, композиторов, музыкантов, художников, танцоров и ба лерин это предвзятое мнение, целиком основанное на незнании богатства рус ской культуры и талантливости нашего народа, было посрамлено. Но только ли один голос дал Собинову мировую славу? Нет. Каждым днём своей жизни Леонид Витальевич доказывал, что гений — это труд. Работоспособность Собинова была исключительной. Готовя новую партию, он-запирался в своей биб лиотеке, читал, делал выписки, просмат ривал уйму книг на нескольких языках, искал в истории факты, могущие пролить новый свет на изучаемую им оперу. Гото вясь петь главную роль в опере Вагнера «Лоэнгрин», Собинов взялся за изуче ние исторической литературы. Как из вестно, опера Вагнера густо пропитана германским шовинизмом. Поэтому она как-то отталкивала от- себя Собинова, хотя партия Лоэнгрина отличается ис ключительной музыкальной красотой. Какова же была радость Леонида Виталь евича, когда он обнаружил в историче ских исследованиях указания на то, что история Лоэнгрина относится не к гер манской, а к более древней — кельтской культуре. Собинов создал Лоэнгрина, со вершенно не похожего на бесчисленных Лоэнгрииов прежних постановок. Не во инственным гением германского духа предстал Лоэнгрин в исполнении Собино ва, а гением любви и доброты. Собинов был- так хорош в этой опере, что многие дирижёры не могли удержать слёз, когда он пел знаменитый рассказ Лоэнгрина или «Прощание с лебедем». У Собинова был редчайший талант, присущий, может быть, только ему одно му: он умел любить и умел эту любовь донести до зрителя. Любая из партий, спетых Собиновым, — ведь это же голос любящего человека! Ленский, Ромео, кавалер де-Гриё, Каварадосеи («Тоска»), Альфред («Травиата»), Вертер, — да что ни возьми — это влюблённый, всем своим существом любящий, одною лишь любовью живущий человек, существова ние которого без этой любви немыслимо. И в каждой из этих ролей Собинов со всем иной — он находил богатейшие от тенки для выражения чувства любви именно в том образе, который создавал сегодня. Но были в большом репертуаре Соби нова две партии —• Берендея в «Снегу рочке» Римского-Корсакова и Лоэнгрина, где Собинов показывал миру пережива ния и чувства не любовника или влюб лённого, а существа, одержимого ещё большей любовью, чем личная страсть,— любовью ко всему живому на свете, ко* всем людям, со всеми их хорошими сто- • ронами и недостатками. И я не знаю — что из его неповторимых созданий было выше, философски выше — страстный юноша Ленский, пылкий Ромео, страдаю щий де-Гриё, или лучезарный Лоэнгрин, или по-русски добрый-предобрый Берен дей? Во всяком случае, в любой из этих двух партий Собинов был каждый раз всё лучше и лучше, потому что сделан ное вчера уже не удовлетворяло его се годня. Вчерашняя удача назавтра ста новилась для Собинова в его собствен ной оценке — «так себе, ничего». А «ни чего» — это не искусство. Этот великий артист был и великим гражданином. Собинов ждал революцию,, как ждут весну. И сразу же после ре волюции он с головой окунулся в обще ственную деятельность крупнейшего те атрального организатора — стал директо ром Московского Большого Академиче ского театра, много отдавал энергии де лу музыкального образования в Совет ской России, которую он удивительно русский человек любил большой и искренней любовью. После революции я не встречался с Собиновым много лет, но это не мешало мне следить за его творческими успеха ми и знать о его устремлениях. Я знал, что он попрежнему очень много работает, что его творческая натура всё время ищет чего-то нового. Мне передавали о грандиозных планах двух друзей — Со бинова и Станиславского, мечтавших соз дать совершенно новый оперный театр, з котором Собинов должен был передать талантливой молодёжи свой огромный опыт певца и актёра. В 1929 году я служил в Свердловском драматическом театре. В Свердловск приехал Собинов. На концерте я послед ний раз слышал этого великого артиста, а на следующий день, прощаясь с ним на вокзале, в последний раз его обнял. Великий подвиг Леонида Витальевича Собинова в том, что он отдал на возвели чение русского искусства своё редкост ное дарование певца и артиста. Сам же Собинов — этот величайший певец с ми ровой славой — был убеждён в том, что он сделал для родного народа очень ма ло, чувствовал себя бесконечно ему обя занным и всю жизнь стремился как мож но полнее отдать себя на службу Родине ва том посту, на котором стоял — на ве ликом посту русского искусства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2