Сибирские огни, 1956, № 5
нова вообще не была свободной, а тут, надо сказать правду, она ему совсем не удалась. После спектакля Собинов сказал нам: — Ну, друзья мои, Фауста я пел се годня в последний раз... Мы были поражены. — Да, да, в последний раз. Больше я его петь не буду. «До» слышали? Ну — вот. Я не имею права петь, если не уверен хотя бы в одной ноте, а самое главное — я не имею права выступать перед публикой не во всеоружии. Люди слушают оперу не каждый день и долж ны получать — они имеют на это пра во — только лучшее из того, что я могу и обязан им дать. Не могу я петь эту арию, тем более, что тут виновато не неуменье, а природа: так уж у меня не удачно устроено горло. И действительно — Собинов больше не пел Фауста. Я остановился на этом случае, чтобы подчеркнуть то огромное сознание от ветственности перед публикой, перед на родом, то уважение к зрителям, которое всегда отличало Собинова. Такая стро гость к себе, как я заметил, постоянный спутник больших людей искусства. После 1903 года Собинов около десяти лет подряд почти каждое лето пел в опе ре в Кисловодске. Мне, как антрепре нёру этой оперы, приходилось постоянно и непосредственно сталкиваться с Лео нидом Витальевичем. Говоря о нём, как о человеке, доста точно было бы отметить, что никогда у него не было врагов, завистников, недо брожелателей. Собинов всегда и везде привлекал к себе всеобщую любовь и уважение, — так он был обаятелен, прост и одинаков в обращении со все ми — от министра до театрального плотника, настолько он был жизнерадо стен и честен в отношении к людям. По явление Собинова на репетиции было радостью для всех работников театра. Собиновская улыбка была какая-то осо бенная, лучезарная. Весь он как бы из лучал молодость и радость. Собинов много зарабатывал, но ни когда это не поглощало его внимания. Было известно, что, кроме тех десятков тысяч рублей, которые Собинов внёс в студенческую кассу Московского универ ситета, где он когда-то учился, — он по образованию юрист, — он большие день ги раздавал учащейся молодёжи. На его средства учился не один десяток студен тов в университетах и в консерваториях. * * * Слава Собинова росла. Где бы он ни пел — везде у него был ни с чем не сравнимый успех. Но это была ещё толь ко слава русская. Собинову надо было выходить на мировую сцену. Он на неё и вышел, и завоевал её с первого спек такля. Милан — колыбель и рассадник италь янской школы пения. Приглашение в ми ланский театр «Ла Скала» много значи ло для артиста, а успех давал всемир ную известность. Собинов получил при глашение в «Ла Скала». Мне надо было по делам в Италию, я воспользовался удобным случаем и поехал в Милан на собиновские спек такли. На гастролях Собинова в Милане спе кулянты театральными билетами зарабо тали сверх меры. Помню, что я заплатил за билет на премьеру больше, чем стоил билет в международном вагоне от Петер бурга до Милана, и мне это было даже приятно — вот как наших тут ценят,, смотри-ка! Вся русская колония тогдашнего Ми лана была глубоко взволнована. Приезд Собинова и предстоявшие его гастроли одинаково тронули сердца и богатых рус ских путешественников, и бедных эми грантов. Воспитывая своих замечательных певцов, итальянцы никогда не обращали ни малейшего внимания на развитие их актёрских данных. Шаляпин своими спектаклями переубедил их. Собинову предстояло окончательно доказать, что для полного впечатления в оперном теат ре игра артиста так же важна, как и его пение. И вот —• спектакль. Волнение охваты вает нас, русских, но Собинов начинает петь, — отлично петь, мы сразу успокаи ваемся, а итальянцы становятся необы чайно внимательными. Итальянцы, как известно, любят бурно выражать свои чувства, а тут они, по-моему, даже пере старались. Публика театра «Ла Скала» была поражена вдвойне •— и собиновским голосом, и игрой этого замечательного- артиста. От природы голос Собинова был такой красивый и такой, я бы сказал, певучий, что это вызвало тогда в Италии смешные для нас споры. Некоторые пы тались уверять — и делали это совершен но серьёзно — будто Собинов... италья нец, тем более, что пел он только по- итальянски и произношение у него было безупречным. Но Собинов был русским, он был гор достью нашего искусства. Своим испол нением партий в операх «Фра-Дьяволо» Обера и «Дон Паскуэле» Доницетти Со бинов заставил итальянцев задуматься об их отношении к опере, как только к искусству пения. После его выступлений стали от артиста требовать игры и не простой, а такой же убедительной, как у Собинова. Легко было потребовать, а вот сыграть... Но важно то, что от Шаляпина и от Собинова пошёл новый оперный стиль, новая традиция русской оперы — традиция, я бы сказал, реали стического драматизма. В Милане Собинову выпал успех, ка кого почти никто там не имел. В один вечер он стал мировой знаменитостью, и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2