Сибирские огни, 1956, № 5
Холодный, чопорный Петербург был покорён Собиновым. Я наблюдал много оваций в России и за границей, но таких, какие вызвал в тот вечер 14 марта 1901 года Собинов в Мариинском театре, не знал никто, кроме разве Шаляпина. Сцена с письмом Татьяны, сцена её ■объяснения в саду с Онегиным прошли как-то медленно и томительно — все ждали следующей картины — бала у Лариных, а затем — сцены дуэли, чтобы снова увидеть Ленского-Собинова. И вот, ларинский бал. С каким благо родным пылом, с какой невинной ревно стью провёл Собинов замечательную сцену ссоры с Онегиным. В сцене бала засверкала сама жизнь. Всё, что до того делалось в этой сцене лучшими артиста ми, показалось просто смешным. Обык новенно, как только начиналось объясне ние между Онегиным и Ленским, оба певца подходили к рампе и пели, не спуская глаз с дирижёрской палочки. Чтобы не мешать зрителям, многочислен ные артисты хора и балета, изображав шие гостей, замирали, кто где стоял или сидел. А тут всё совсем не так. Бал шёл •своим порядком, гости ходили, танце вали, беседовали друг с другом, а у од ной из белых колонн зала Онегин объяс нялся с Ленским-Собиновым. Певец, иг равший Онегина, пел по традиции гром ко, а Собинов-Ленский, значительно по низивший голос, жестами иногда призы вал своего друга вспомнить, что тут мно жество посторонних, что он своим пове дением может скомпрометировать хозяй ку, её дочерей. Если Онегин ходил по сцене, всячески демонстрируя своё раздражение, то Ленский-Собинов, как видно было, изо всех сил сдерживался. Он стоял, прислонившись спиной к ко лонне, стройный, неподвижный, потря сённый поведением своего друга и в то же время озабоченный необходимостью соблюсти приличие... Собинов пел почти вполголоса, и за ним последовал оркестр. Вся сцена ссоры на балу прошла так, как её никто до этого в Петербурге ни когда не пел. Этот неожиданный оттенок взял за живое сидевших в зале. Жизнь, живая жизнь предстала перед нами на сцене, впервые все заметили то, на что раньше никогда не обращали внимания, хоть это и составляло суть дела: от пу стой ссоры — шаг к смерти Ленского. Я много раз и после видел Собинова в этой роли. Основной рисунок её оставал ся прежним, но всякий раз артист рас цвечивал её всё новыми и новыми под робностями, свидетельствовавшими __об огромной, никогда не прекращавшейся работе над ролью. Много раз видел я и исполнение этой сцены другими певца ми, старавшимися как можно точнее по вторить мизансцены Собинова. В этом нет ничего дурного: пусть зритель полу чит наилучшее из того, что достигнуто предшественниками сегодняшнего испол нителя роли, тем более, что лучше этого никто не делал. Однако надо сказать пря мо, даже крупнейшим певцам не удава лось провести эту сцену так естествен но, искренно, как это делал Собинов. Знаменитую арию Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни» он сделал одним из чудес мировой музыки. Нет сейчас страны на свете, где эта ария в исполнении лучших певцов не получила бы широчайшего распростране ния. Пятьдесят лет прошло с тех пор, а Собинов и сейчас, как живой, стоит у ме ня перед глазами. Это был высокий, стройный красавец с открытым русским лицом, дышавшим добротой и искренно стью, с необыкновенно доверчивыми гла зами. Я много раз ловил себя на мысли, что такое выражение лица бывает у лю дей глубоко правдивых и честных и, в тс же время, простых и бесхитростных. Все эти качества есть признаки боль шой души! Когда Собинов пел, казалось, что петь это можно только так. Когда он двигал ся по сцене, танцевал, кланялся, обра щался к Ольге, Онегину, гостям на балу, волновался перед дуэлью и пытался скрыть своё волнение, — в каждый этот момент казалось, что именно сейчас ар тист никак иначе и вести себя не может, не имеет права. Новый Ленский был естественен и гармоничен. Многие из присутствовавших тогда на спектакле ушли после сцены дуэли, чтобы лучше сохранить в памяти обаятельный облик Ленского-Собинова. * * * На своих первых гастролях в Петер бурге Собинов пел много. И всё, что он исполнял — и Фауста, и герцога в «Ри голетто», и Альфреда в «Травиате», — всё было великолепно. Главное ■—■все эти роли звучали в его исполнении по- новому. Собинов не только удивительно хорошо их спел, но и каждую из них сыграл по-своему, — интересно, содер жательно, глубоко и ярко. Но венцом его творений был, конечно, Ленский. После шумного успеха 1901 года Петербург был покорён и не мог уже об ходиться без Собинова, и Леонид Ви тальевич каждый год приезжал сюда на гастроли. С 1901 года я был директором част ной оперы в Петербурге и в 1903 году, к большой моей радости, познакомился, наконец, с Собиновым. Меня к нему при вёл мой учитель пения Тартзков. Знаком ство произошло в артистической уборной Собинова. Давали «Фауста». Тут произо шёл казус, на котором хочется остано виться для более полной характеристики Собинова как артиста и человека. В третьем акте в партии Фауста есть всем известная ария «Привет тебе, при ют невинный». Она заканчивается почти предельно-высокой 'для тенора нотой «до». Эта верхняя нота в голосе Соби
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2