Сибирские огни, 1956, № 5
* * * Я встречал Шаляпина несколько раз уже при Советской власти. В памяти осо бенно свежо сохранился такой эпизод. В 1919 году Шаляпин гастролировал в Москве, в театре «Эрмитаж». Шла «Русалка». Проходя в антракте по сце не, я увидел Фёдора Ивановича с каким- то довольно полным мужчиной. — А, Кириков! Иди, знакомься, — позвал меня Шаляпин. Я подошёл. С Шаляпиным разговари вал А. В. Луначарский. — Фёдор Иванович, я с Анатолием Васильевичем давно знаком. — Да, да, — сказал Луначарский, — встречались в Париже... Когда же это было? Вспомнить дату самое трудное для меня дело. Но с помощью Анатолия Ва сильевича я припомнил, что это было в 1912 году. По поручению Р. Кугеля, из вестного дореволюционного театрального журналиста, я договаривался с Луначар ским, жившим тогда в эмиграции, о его «Парижских письмах» для журнала «Театр и искусство». Шаляпин и Луначарский продолжили прерванный разговор. Речь шла о поезд ке Шаляпина за границу. Он уговаривал отпустить его — ну, хоть в Ригу. Луна чарский находил это преждевременным. .Но всё же Шаляпину удалось уехать в Ригу — Советское правительство пошло ому навстречу. Он пел там с огромным успехом и заработал крепко, сделал за купки, казавшиеся ему жизненно, необ ходимыми. Шаляпин после революции выступал в Петербурге и в Москве. Его успех у повой советской публики был- исключи тельно велик и ни в какое сравнение не шёл с тем успехом, каким он пользовал ся до революции у обычных посетите лей театров и концертов. И хоть Шаля пин брал большие деньги за свои вы ступления, а в самое голодное время он требовал себе разных продуктов, — ему давали всё. Народ правильно ценил в нём не человека, а артиста, прощал ему в своём величии то, что заслуживало суровой оценки и осуждения. Когда установились связи Советской России с Западом, пошли первые паро ходы, Шаляпин уехал за границу. Его провожали как народного артиста, поль зующегося любовью народа за своё не превзойдённое искусство петь, играть на сцене, волновать души людей. Ведь он ехал на время, целью его поездки было, как он всех уверял, привлечь внимание к Советской России. Время шло. Срок пребывания за грани цей давно истёк, а Шаляпин не возвра щался. Прошли слухи, что он об этом и не думает, затем оказалось, что это так и есть. Советская Родина не раз протягивала своему заблудшему сыну руку помощи, советуя возвратиться на родную землю. Но узкие материальные интересы перетянули чашу весов, и Ша ляпин остался на чужбине. Прав был А. М. Горький, когда писал Шаляпину: «Поверь, что не только одни русские беспощадно осудят тебя за твою жадность к деньгам. Много вреда прине сла твоему таланту эта страсть накоп лять деньги...». Когда в 1938 году я узнал из неболь шой газетной заметки о смерти Ф. И. Ша ляпина, меня это не тронуло. Я думал так: ушла от нас лишь тень бессмертного артиста, обогатившего русское и мировое искусство, Шаляпин — певец и артист — сделал за свою жизнь огромно много. На долгие десятилетия вперёд стал он учителем певцов всего мира, высоко под нял культуру пения, заставил весь мир с уважением относиться к русской опе ре. С каждым годом это уважение всё больше переходит в преклонение. В этом, впрочем, нет ничего удивительно го — великий советский народ умеет не только ценить заслуги старых мастеров искусства, но и умеет поднимать искус ство, артистическое мастерство всё выше и выше. Л . В . СОБИНОВ В начале 1897 года я получил из Мо сквы от брата Фёдора телеграмму: «При езжай завтра Москву появился новый тенор Собинов совсем молодой человек необыкновенной красоты голос». «Что за Собинов? — думал я, пере читывая телеграмму. — Первый раз в жизни слышу это имя...». Мой брат обладал безупречным музы кальным вкусом и зря меня в Москву не вызвал бы. И вот, в апреле 1897 года я сидел в Большом театре. Шёл «Демон» Рубинштейна. Собинов пел партию Сино- дала, — не только одну из труднейших, но и одну из самых неблагодарных для певцов. Она требует большого дыхания, хорошего уменья владеть своим голосом. Трудно иметь успех в этой партии. Пев цы первого положения избегали её. Вы бор молодого дебютанта был удивителен. Тем больший успех имел в этой пар тии Собинов. Россия всегда была богата превосходными голосами, много было и до Собинова хороших певцов, но собинов ский голос всех поразил особенной кра сотой, мягкостью, задушевностью и уди вительной чистотой. Он несомненно был красивее и звучал лучше, чем даже голос тогдашнего короля теноров итальянца Анджело Мазини.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2