Сибирские огни, 1956, № 5
•особенно старался. Опера потрясла лон донцев. Но вот прошла сцена у Василия Блаженного и потянулся томительный антракт. Он длился тридцать минут, со рок минут, сорок пять... Наконец, рус ский посол пошёл за кулисы узнать причину задержки. Шаляпин, как его ни уговаривали, ка тегорически отказывался петь дальше. Выяснилось, что на сцене, когда он сто ял недвижный, спустившись со ступеней храма и вслушиваясь в полные горя и муки вопли народа: — «Хлеба! Хлеба!», хористы... били его палками по спине. Не слишком больно, но вполне ощутимо. В зрительном зале об этом никто и не подозревал: Шаляпин терпел, и по лицу его нельзя было даже заподозрить, что -он переживал тогда. Фраза юродивого, которой заканчивается эта картина', — «Нет, Борис, нет, нельзя молиться за царя-ирода», пришлась как .нельзя более кстати и прозвучала для Шаляпина суро вым осуждением. Он едва дошёл до сво ей уборной. Там с ним сперва случилось нечто вроде истерики, потом плохо, не правильно понятая гордость взяла своё, и он наотрез отказался заканчивать спектакль. Антракт затянулся, спектакль повис на ниточке, запахло небывалым скандалом. Выяснив, в чём дело, посол вошёл к Шаляпину. Я не знаю, о чём они говори ли, но через несколько минут спектакль продолжался, и Шаляпин пел. После спектакля заведующий труппой передал хору просьбу Шаляпина — не расходиться. Шаляпин вышел на полу тёмную сцену очень скоро, непривычно скоро — ведь все знали, как неторопли во он переодевается после спектакля. С белым лицом, с чуть дрожащими губами Шаляпин стоял перед молчащими хористами. — Простите меня, — глухо сказал Шаляпин. — Простите меня, стыдно мне. Никогда не было так стыдно... И он сделал поясной поклон, не теат ральный — ловкий, рассчитанный, отре петированный, а настоящий русский по ясной поклон. Сразу раздались голоса, и в гуле их нельзя было разобрать слов, но понятно было, что Шаляпин прощён. Он выпря мился во весь свой рост. — Спасибо вам за науку, — сказал он совсем другим голосом. — А ты, — обра тился он по имени-отчеству к^ударенно- му им вчера хористу, — подойди, брат, ко мне... Тот подошёл. Шаляпин взял его пра вую руку и неожиданно, со всей силы нанёс себе ею удар по левой щеке. Хо рист отскочил, испуганный, смятённый. — Фёдор Иванович, — чуть не со сле зами тихо произнёс он, — Фёдор Ивано вич, что вы... — И он вдруг кинулся Шаляпину на шею, и они поцеловались^. Хор снова зашумел, заговорил каждый своё, нельзя было разобрать слов, но было понятно, что Шаляпин получил про щение — полное, чистое... Мы с Кенеманом ушли из театра по следними. На пустой улице Фёдор Фёдо рович тронул меня за рукав и сказал: — А помните, Матвей Фёдорович, как тогда в вагоне он Дворищина обни- . мал за эту палку? — За какую палку? — опросил я. — Ах, постойте, постойте... И мы вспомнили, что произошло тогда на вокзале в Харькове и потом — в ку пе вагона. Сейчас это же повторилось, но, что называется, гораздо более «крупным планом». — А вот посмотрите, — сказал Кене ман', —- еще не раз такое может быть. Я Шаляпина знаю. К сожалению, забудет он этот урок. Плохо он ценит такие доро гие минуты... Кенеман сказал это с глубокой гру стью, в которой я почувствовал такую любовь к Шаляпину, какой любой чело век мог бы позавидовать. Мы замолчали и пошли дальше. Мне стало грустно —• я понимал сердцем, что Кенеман прав: Ша ляпин вспыхнул на мгновение, но долго он не будет гореть тем дорогим чувством, какое охватило всех нас в этот вечер. * * * Но вернёмся к нашей гастрольной по ездке. Однажды вечером мы молча сидели в купе, охваченные препротивным настрое нием. Мелкий дождик уныло и надоедли во моросил за окном. В вагоне было ти хо — вероятно такое же настроение бы ло и у других пассажиров. Вдруг откуда-то донеслась песня. Не молодой, совершенно неумелый, но ког да-то, должно быть, красивый и сильный голос выводил мотив народной песни с таким глубоким чувством и пониманием, что все мы невольно заслушались, а по том двинулись гуськом по коридору, по дошли к купе проводника, подождали, по ка песня кончилась. Шаляпин стукнул в дверь. В коридор вышел мужчина лет пятидесяти в форме проводника между народных вагонов. Шаляпин внимательно, как-то жадно рассматривал певца. Тот молчал, почув ствовав, что наш приход вызван его пе нием. — Молодец, папаша, — сказал Шаля пин. — Толк в песне понимаешь, душу русскую чувствуешь. Спой-ка ещё что- нибудь, очень просим, а? Проводник растерянно замахал рука ми, забормотал что-то несвязное. Нако нец, ему удалось выговорить: -— Что вы, Фёдор Иванович, петь при вас? Срам, позор! Я вас осмелюсь попро сить... — Ладно, — ответил Шаляпин. — Вот, поужинаем, спою. Показалась какая-то станция. Поезд ещё не остановился, а мы уже мчались
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2