Сибирские огни, 1956, № 5
поминал не только то, что ему рассказы вали, но мог через много лет точно ска зать — кто и где, при каких обстоятель ствах ему это говорил. Ф ❖ # Где-то около Ростова нам попался вче рашний номер «Приазовского края», и мы ахнули, взглянув на первую страни цу. Огромными буквами и на самом вид ном месте было написано: «Бойкот кон цертам Шаляпина». Оказалось, цены бы ли назначены невозможно высокие. Опи сать ярость Шаляпина я не берусь. Это было нечто страшное. Я не знал, куда мне деться, тем более, что и сам ничего не мог понять. Потом мы выяснили, что наш администратор, решив заработать покрепче, — он получил проценты, — назначил действительно дикие цены на билеты. Продано их было всего около двухсот. Я не мог допустить, чтобы Ша ляпин выступал перед пустым залом, да и нельзя было ни под каким видом ли шать Ростов возможности послушать Шаляпина. Ночью мы с Исаем Григорь евичем отыскали какого-то типографа, который напечатал нам летучки. Рано утром они были расклеены по всему го роду. Летучки гласили: «Учащиеся пла тят за билет на концерт Шаляпина один рубль». Мне было совершенно безраз лично — короткие или длинные бороды будут у этих «учащихся». Важно было одно, чтобы цирк Мошонкина был полон. И действительно, в цирк пришло вдвое, если не втрое больше народа, чем он вмещал обычно при самых полных сбо рах. Люди сидели друг у дружки на ко ленях, стояли во всех проходах, устраи вались даже на арене. Многие прошли без всяких билетов, а многие, имевшие билеты, не попали на концерт и им при шлось возвращать деньги. Убыток от ве чера составил тысяч семь. Зато и успех Шаляпина был редкий. После обычного первого номера он спел романс Шуберта «Смерть и девушка». Эта небольшая вещь вообще очень трудна и всегда про изводит большое впечатление на слуша телей. Обогащённая же шаляпинским ис полнением, эта пьеса вызвала небыва лый энтузиазм присутствовавших на концерте. Шаляпин блеснул здесь своим, временами, казалось, неправдоподобным умением распоряжаться своим голосом. ф * * По дороге в Киев Шаляпин завёл раз- говор о том, что ему скоро нечем будет петь: — Нет, я не буду, как иные наши знаменитости, доводить себя до позора. Я ещё лет пять попою, а там и уйду. А то _ чт0 ж это такое! Выходит на сцену бывшее имя, не поёт, а сипит, хрипит, только себя же позорит. Нет, это не по мне! Вот ещё лет пять попою... Я спросил — а дальше что будет? — А дальше — пойду в драму. Я ведь давно мечтаю городничего сыграть... И Шаляпин вдруг стал читать монолог городничего из последнего акта «Реви зора». — Как я — нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. Три дцать лет живу на службе; ни один ку пец, ни подрядчик не мог провести; мо шенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трёх губернаторов обманул!.. Что губер наторов! Нечего и говорить про губерна торов... Страшное лицо разъярённого городни чего смотрело на меня. И взгляд, и рот, и брови были так выразительны, что ка залось, на Шаляпине не шёлковая со рочка, а форменный николаевский мун дир зелёного сукна с красным воротни ком и отворотами. Я растерялся. Шаля пин читал этот монолог с таким мастер ством, с такой- силой и уверенностью, что в памяти невольно замелькали виден ные в этой роли большие артисты. Нет, с любым из них он свободно выдержал бы конкуренцию! Когда Шаляпин произнёс — «нечего и говорить про губернаторов», я непроиз вольно подал ему реплику Анны Андре евны: — «Но это не может быть, Анто ша: он обручился с Машенькой...», — Шаляпин мгновенно повернулся в мою сторону и ответил по роли: — «Обручил ся! Кукиш с маслом — вот тебе обручил ся! Лезет мне в глаза с обручением!..» Тут мы не выдержали и зааплодирова ли, к нам присоединились пассажиры, собравшиеся в коридоре около нашего купе: Шаляпин, забыв, где он, не пожа лел голоса. Глаза Шаляпина сверкали. Он отёр лоб — нелегко дался ему этот монолог, но он чувствовал, что получилось, и ещё больше это почувствовали мы — его слу шатели. Да, это был сильнейший, неви данный драматический артист... Я, наконец, обрёл дар слова. — Фёдор Иванович, не обижайся, но .ты читаешь нисколько не хуже, чем поёшь. — Ну, уж, скажешь... А всё-таки, ку сок хлеба под старость. А? Вот, думаю сыграть... ■— Давай договор подписывать. — Ха-ха! А сколько платить будешь? — Да сговоримся. Сейчас телеграмму в Питер... готовили бы труппу, декора ции... Шаляпин задумался. Рука его потяну лась к затылку. — Нет, брат, погоди... Ведь тут вот в чём дело. А если — неудача? Скажут, Шаляпин хорош только в опере, где петь надо, а в драме, где только играть, он — никуда. Нет, погодим, погодим... — Лет пять7 — Да, не больше.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2