Сибирские огни, 1956, № 5
Мы тронулись. У подъезда стояла тол па. Появление Шаляпина было встречено овацией. А в автомобиле, по дороге в цирк, Шаляпин сидел бледный, молчал, и руки его, скрещённые на рукоятке трости, чуть дрожали. Испуганный, я спросил, что с ним. — Видел? Народ на площади видел? — Ну, видел. И аплодисменты слы шал. Так тебе — мало? — Да ты что — нарочно! Ведь всё это надо оправдать, а чем, чем, я тебя спрашиваю? Во время всей нашей поездки Шаля пин мучил и меня, и Кенемана, и Двори- щина, а больше всего ■—• себя, вопросом, чем он оправдает доверие публики? Тут была, может быть, и некоторая доля ри совки, но Шаляпина действительно глу боко мучило постоянное сомнение — всё ли он отдаёт своим слушателям из того, чем располагает? А утаивать хоть тысяч ную долю своего артистического богат ства он не хотел. И он ежедневно стара тельно занимался с Кенеманом, словно ему предстояло не на концерте высту пать, а держать экзамен в консервато рию. ...Мы приехали в цирк. Начался кон церт. Из-за кулис я видел, йак, перебо ров волнение, Шаляпин вышел на эстра ду. Почти трёхтысячная толпа дрогнула. Неистовая овация длилась минут десять, и все эти десять минут я боялся за Ша ляпина — так он был бледен. Наконец, он как-то особенно уверенно выпрямился и кивнул Кенеману. Обычно Шаляпин начинал свои кон цертные программы балладой Рубин штейна «Перед воеводой молча он сто ит». Я удивился сперва — почему он на чинает непременно с этой баллады, она ведь не бог весть какое произведение ис кусства. Оказалось, что эта пьеса у не го вроде гаммы, чтобы распеться, со греть связки, как он говорил. А со второ го номера начинался настоящий шаля пинский концерт. Обычно вторым номе ром он пел «Сомнение» Глинки. Когда Шаляпин покорял своих слуша телей в опере, это было вполне есте ственно. Образ развивался в течение це лого спектакля, тут помогали костюм, трим, партнёры, оркестр. Но в концер те, без костюма и грима, один на один с публикой Шаляпин умел, как никто, по трясти зал даже небольшим номером. И потрясал с такой же силой, как исполне нием партии Бориса Годунова, Мефисто феля, Мельника, Олоферна, Досифея... «Сомнение» Глинки идёт всего четыре минуты, а с какой глубиной, с какой портретной точностью за эти четыре ми нуты Шаляпин показывал душевный мир человека. Сила концертного мастерства Шаляпина, помимо неповторимого голо са, замечательного вокала, была в драма тизме исполнения. Образ в опере один, а в концерте их столько, сколько испол няется произведений. Шаляпин не толь ко пел, он и играл, одухотворял каждую вещь. То это был иронический мудрец, издевающийся над королём, то сам иди от-король, то простачокчшртной, искрен не удивляющийся — как это так — сшить блохе кафтан! Но вот Шаляпин начинал «Персидскую песню» Рубин штейна и мгновенно преображался во влюблённого. Томным блеском сверкали глаза, в сладчайшей истоме откидыва лась назад голова; руки, как бы обесси ленные ласками, обезволенно опускались вниз. Так в каждом романсе представал перед публикой новый человек, новый образ. Примечательно, что став большим пев цом, Шаляпин никогда не исполнял в своих концертах ни одного оперного от рывка. Как бы ни умоляли его спеть ту или иную арию, он категорически отка зывался, а при особенно настойчивых требованиях отвечал публике: — Концерт мой, и разрешите мне петь то, что я считаю нужным. Мне он не раз доказывал, что нельзя, никак нельзя в концерте петь оперные арии, потому что опера совершенно дру гой жанр — не позволяет путать арии с романсами. Концерт в Харькове, был, вероятно, од ним из самых счастливых вечеров в жиз ни Шаляпина. Он был в большом ударе. Он как-то сразу зажёг публику и сразу же почувствовал теснейшую связь со зрительным залом. Он пел без конца, го раздо больше и не то, что было обозна чено в программе. Много лет спустя Ша ляпин вспоминал об этом концерте не то что с трепетом, а, я бы сказал, с благо говением. После концерта Шаляпин фотографи ровался с публикой. Снимки были поме щены в газетах, затем, напечатанные предприимчивым фотографом, раскупа лись в огромных количествах. В эту же ночь мы выехали в Ростов- на-Дону. На вокзале произошёл крайне тягостный случай. Дворищин по ошибке посадил Шаляпина не в тот поезд, и Фё дор Иванович чуть было не уехал в дру гую сторону. Обозлённый Шаляпин ог рел Исая палкой по спине. После он дол го извинялся перед своим верным дру гом, но всем нам стало неприятно, как-то не по себе... В поезде я отметил новую для меня черту шаляпинского характера: он умел слушать рассказчика. Когда ему говори ли о том, чего он не знал, он становился весь внимание. Знал Шаляпин немало и был в этом отношении очень к себе тре бователен — ему всё казалось, что он ни чего не знает. Фёдор Иванович с одина ковым вниманием мог слушать рассказы о приключениях геологов, о производстве бумаги, устройстве паровоза, о первопе чатных книгах, об изготовлении красок, жизни морского дна, о новых странах и банковских операциях... Память у него была какая-то особенная, цепкая. Он за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2