Сибирские огни, 1956, № 5
ляла собой нечто чудовищное по бездар ности, и Шаляпину тогда крепко попало от всей русской прессы за то, что он, так тонко разбиравшийся в музыке, поз волил уговорить себя петь в этом ужас ном произведении. Шаляпину там очень много платили, и это, увы, решало во прос. После того, как я вернулся из Харь кова, прошло месяца два, и я встретился с Шаляпиным в Петербурге. Шаляпин сказал, что чувствует себя виноватым передо мною и предложил организовать его поездку по России с концертами. Фё дор Иванович добавил, что желает полу чать за каждое своё выступление ни мно го ни мало три тысячи семьсот пятьде сят рублей. По тем временам это была огромная сумма. Больших театров тогда в провинции не было и, чтобы оправдать поездку при таком гонораре основного участника концертов, надо было проводить их толь ко в цирках. Подсчитав возможный ре зультат, я убедился, что поездка ниче го, кроме убытка, мне не даст. Но при всех заведомых убытках была и выиг рышная сторона: ряд городов провинции получал возможность послушать Шаля пина. Ради этого стоило пойти и на та кие тяжёлые условия. Тут же за столом в ресторане, где про исходила беседа, набросали договор. Шаляпин оговорил и состав участников поездки. Это были его постоянный акком паниатор профессор Фёдор Фёдорович Кенеман и скрипач — вот убей меня бог — не помню, как его звали. Скрипач был хороший. Я ещё пригласил Исая Григорьевича Дворищина. Это был та лантливый человек, весёлый, интерес ный собеседник. Он работал у меня в опере, пел в хоре. Исайка, как его назы вал Шаляпин, буквально обожал Фёдо ра Ивановича, и тот отвечал ему также большой любовью. Первый концерт был назначен в Харь кове. Накануне Кенеман, Дворищин, скрипач и я приехали в Харьков, всё от лично устроили и отправились на вокзал встречать Шаляпина. Поезд подходит, Шаляпина нет. Мы все бегаем по пер рону. Вдруг видим: Шаляпин, как ни в чем не бывало, разгуливает около .ва гона без пальто и шляпы. Мы к нему. Увидев нас, Шаляпин обращается к Дво- рищину: — Исайка, лети к начальнику стан ции и немедленно узнай, где этот поезд встречается с обратным, чтобы я мог приехать сюда завтра до двенадцати ча сов. Кенеман ахнул: — Федя, да господь с тобой, — завт ра же вечером концерт! Но Шаляпин совершенно серьёзно объ яснил нам, что в вагоне с ним едет какая- то дама, которая очень интересно рас сказывает об Африке, Австралии, Ин дии — местах, где он никогда не бывал. Оказывается, разговор с этой дамой не окончен. I Как мы ни уговаривали Шаляпина бросить шутки, он в ответ только усме хался. Дворищин мрачно сообщил, что вернуться в Харьков можно завтра к одиннадцати часам утра. Шаляпин сде лал нам ручкой и вскочил в тронувший ся поезд. На другой день мы снова были на вок зале. Шаляпин вышел из вагона злой, и тут оказалось, что во всём виноваты мы — пускают человека чёрт знает ку да и зачем, бросили его одного на про извол судьбы... Друзья, одним словом. В гостинице Шаляпин начал пробовать голос и в верхнем регистре запустил та кого «петуха», что мы даже побоялись переглянуться — вдруг заметит. Я-то по том узнал, что он любил пугать своих друзей подобными номерами, причём да вал этих «петухов» с такой же точностью и блеском, как и свои блестящие высокие ноты. Но тогда я этого не знал и поверил сразу — петь сегодня невозможно: го лоса нет. — Ну, что ж ,— сказал я, стараясь быть как можно более спокойным, — от меним концерт, только и всего. Шаляпин неожиданно набросился на меня. — Отменим? Тебе-то всё равно, с тебя взятки гладки, а мне каково? Завтра же газетчики поднимут вой, что Шаляпин ломается, Шаляпин — то, Шаляпин — сё... Весело? Настал вечер. До концерта осталось не больше часа. Я уже никуда не торо пился. — Слушай, Фёдор Иванович, давай хоть формулировку придумаем, почему концерт отменяется. — A-а, какие там к чёрту формули ровки! Суть-то в том, что он не состо ится. Шаляпин разгуливал перед нами поч ти совершенно голый, и я подумал, на сколько щедро обошлась с ним природа, дав ему не только чудесный голос, ред костные способности артиста, но и тело, восхищавшее с первого взгляда, как луч шие скульптуры Эрмитажа. Вдруг Шаля пин остановился, хмыкнул и почесал за тылок. Только русский человек умеет так почесать в затылке — сразу видишь, что происходит в его сложной, богатой душе и какое он сейчас примет решение. Мне показалось, что в комнате стало светлее. Шаляпин попробовал голос, и тут уж мы переглянулись, не боясь никаких по следствий, — гамма взлетела вверх, чи стая, стремительная, ринулась вниз и за рокотала самыми глубокими шаляпин скими нотами... Шаляпин рявкнул: • — Одеваться! Фрак! И тут он с такой быстротой, с таким небрежным изяществом оделся, а глав ное так ловко и великолепно повязал галстук, что я только диву дался — от куда всё это у него?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2