Сибирские огни, 1956, № 5

И с i S ij с М. Ф. КИРИКОВ Воспоминания актёра Помещаемые ниже воспоминания заслуженного артиста РСФСР Матвея Фё­ доровича Кирикова (1880—1951) являются частью задуманной, но не закончен­ ной им книги «50 лет в театре». М. Ф. Кириков вырос в весьма богатой семье, горячо любившей театр. Ещё пятнадцатилетним гимназистом он выступал на профессиональной сцене в Пе­ тербурге, в то же время учился пению у баритона И. В. Тартакова и сценическо­ му искусству у В. И. Давыдова. После окончания университета М. Ф. Кириков целиком отдался театру. В течение 17 лет он держал оперу в Петербурге, несколько лет — в Кисловодске. У Матвея Фёдоровича был большой круг знакомых, среди которых такие выда­ ющиеся деятели русского искусства, как Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Глазу­ нов, Ф. И. Шаляпин, JI. В. Собинов, М. Н. Ермолова. Он часто бывал за грани­ цей’, встречался со знаменитыми певцами Италии, Германии и Франции. С 1918 года М. Ф. Кириков стал профессиональным драматическим актё­ ром. С хорошо подобранной им труппой, преимущественно из артистов москов­ ских театров, он изъездил всю Сибирь и Дальний Восток, по нескольку лет иг­ рал в театрах Томска и Свердловска. С 1933 года М. Ф. Кириков стал одним из ведущих артистов Новосибирского театра «Красный факел», приобретя искрен­ нюю любовь зрителей. Особенной популярностью пользовались в его исполнении роли Расплюева («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина), Льва Гурыча СЗинич- кина в известном одноимённом водевиле Ленского, многие роли в пьесах Остров­ ского и Шекспира. Одной из больших удач М. Ф. Кирикова была роль Кутузова в пьесе В. Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов». Воспоминания М. Ф. Кирикова даются в литературной записи К. Ьрыкина. Ф. И. ШАЛЯПИН С Фёдором Ивановичем Шаляпиным я познакомился в 1901 году в Петербурге. За четыре года до этого я был представ­ лен Шаляпину в Москве, в театре Ма­ монтова, где слушал его в партии князя Галицкого в опере Бородина «Князь Игорь». При этом первом знакомстве Фёдор Иванович меня совершенно не за­ помнил — мне было всего семнадцать лет, я был ещё гимназистом. В 1901 году я уже содержал в Петер­ бурге оперный театр. Шаляпин несколь­ ко раз пел в этом театре. Однако гово­ рить о близком знакомстве с ним я могу, лишь начиная с нашей совместной поезд­ ки по России с концертами. Состоялась эта поездка при следующих обстоятель­ ствах. Я привёз в Харьков на гастроли очень хорошую труппу, и дела наши шли от­ лично. Владелец театра-цирка, где мы играли, Герасим Муссури уговорил меня остаться на майский сезон. Харьковчане уже насытились оперой, и в кассе стало оставаться всё больше и больше непро­ данных билетов. Но так как ансамбль- был очень хорош, я решил рискнуть и послал Шаляпину в Монте-Карло, где- он тогда был на гастролях, телеграмму с приглашением выступить в пятнадцати спектаклях. Фёдор Иванович на другой же день ответил согласием. Немедленно были даны распоряжения в Петербург готовить декорации, отправлять их в Харьков, слать костюмы, подыскать ещё новых солистов. И вдруг, через несколь­ ко дней, — телеграмма от Шаляпина — «приехать не смогу, извините». Пришлось, конечно, извинить, хотя, по- правде говоря, он этого не заслуживал. Я отлично знал, почему Шаляпин не смог приехать в Харьков. В Монте-Карло Шаляпин пел в опере некоего Гюнцбурга, называвшейся «Иван Грозный» и написанной специаль­ но для Шаляпина. Эта опера представ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2