Сибирские огни, 1956, № 5

сенье они идут с лыжами и санками в го­ ры, чтобы вволю покататься, подышать свежим воздухом. Трогательно видеть, когда какой-нибудь трёх-четырёхлетний малыш с серьёзным видом шествует на лыжах рядом с мамой и папой, стараясь не отставать от них. Стоит суровый, небывалый для этих мест февраль. Но ребята одеты удиви­ тельно легко. Лыжный фланелевый ко­ стюмчик, под ним лёгкий бумажный сви­ терок, лыжная шапочка на макушке — вот и весь наряд школьника и дошколь­ ника. Самых маленьких, засунутых в ме­ ховые спальные мешочки, мамы возят в колясочках. А когда мамы заходят в магазин, у входа в него скоп­ ляется несколько штук колясочек с ма­ лышами. Но чуть ребёнок подрастёт —■его оде­ вают очень легко, закаляют, чтобы не боялся простуды.. И действительно! Часа­ ми на сильном морозе бегают и резвят­ ся ребятишки, и ни у кого из них ни шубки, ни даже тёплого пальто. С весё­ лым визгом возятся они на замёрзшей поверхности Теплой, катаются на конь­ ках, играют в хоккей. Впрочем, для на­ стоящего хоккея у многих школ соору­ жены катки. Мне понравились чешские ребята. По­ нравились своей жизнерадостностью, не­ посредственностью, общительностью и в то же время какой-то врождённой веж­ ливостью и в отношениях друг с другом и, особенно, со взрослыми. Прогулива­ ясь около школ, носящих имена Юлиуса Фучика и Яне Каменского, я наблюдал, как резвятся ребята на переменах, как они гурьбой выходят из школы и бегут домой. Некоторые же выходят из школы спустя много времени после окончания уроков., Что это — наказанные?.. Оставленные «без обеда»? Нет. Дело в другом. Новый строй, ликвидировавший безработицу, дал возможность каждой женщине, же­ лающей найти применение своим силам, устроиться на работу, получить специ­ альность. К услугам работающих жен- щин-матерей разветвлённая сеть детских учреждений ■— садиков и яслей. Но как быть, когда ребёнок начинает ходить в школу? Ведь уроки, особенно в началь­ ных классах, кончаются рано. И вот для ребят созданы специальные пионерские группы. После уроков ребята в каждой такой группе под руководством двух дево­ чек из старших классов готовят уроки, гу­ ляют, катаются на лыжах и санках. В школе же они получают и питание за не­ дорогую плату, а если родители ребёнка недостаточно материально обеспечены, то за питание они платят со скидкой. Если к этому добавить, что женщина-мать на каждого ребёнка ежемесячно получает небольшую пенсию, а всех ослабленных ребят периодически посылают учиться в специальные лесные школы, где они жи­ вут на санаторном режиме, то все эти меры дают яркое представление о том,, как бережно и заботливо относится госу­ дарство к матери и ребёнку. Хочется остановиться ещё на одном! вопросе — на религиозном воспитании* школьников. Родители, которые желают, чтобы их дети изучали в школе закон' божий, обязаны подать письменное заяв­ ление за подписью обоих супругов (в* этом вопросе должно быть единогласие' отца и матери), после чего ребёнок за­ числяется в специальную группу, созда­ ваемую в каждом классе. Занятия про­ ходят после основных уроков два раза в неделю. Однако часто они срываются. Пионерские и молодёжные организации школы обычно, по «случайному» совпа­ дению, устраивают в это время школь­ ные спортивные игры и соревнования, просмотр детских и учебных кинофиль­ мов и другие увлекательные мероприя­ тия. Чьё же ребячье сердце выдержит, чтобы не уйти с необязательного урока, если твои товарищи занимаются спортом или смотрят бесплатное кино? Катки здесь устраиваются не только для ребятишек. Есть и для взрослых. Самым большим катком, на котором! проводятся спортивные соревнования — хоккейные матчи на первенство об­ ласти и республики, состязания конь­ кобежцев и т. п., — является зимний стадион. На этом стадионе нам при­ шлось увидеть замечательное зрели­ ще — «Карнавал на льду». Сюжет этой блестящей феерии несложен. Бедный Пьеро любит Коломбину и мечтает а счастье с ней. Перед его мысленным взором проходят картины семейной жиз­ ни (все эти мечты проходят перед зри­ телем, выраженные средствами хоре­ ографии на льду). Коломбинины папа и мама согласны. Вдруг на карнавале Ко­ ломбина увлекается блестящим танцо­ ром — Арлекином. Бедный Пьеро — в в отчаянии. Он ищет забвения в разгуль­ ной жизни. А Коломбина тем временем' развлекается в обществе Арлекина, ко­ торый увозит её в далёкие края. Тогда Пьеро обращается к лучшему учителю танцев. Овладев искусством танца, он спешит за Коломбино^, чтобы вырвать её из-под чар Арлекина, который обеща­ ет жениться на ней, несмотря на то, что уже был трижды женат. Картины пока­ зывают нам этапы путешествия Пьеро. Вот он в Париже, потом на Северном Полюсе у эскимосов, затем попадает к ковбоям, и всюду ему попадаются жёны Арлекина, жаждущие отомстить невер­ ному мужу и соглашающиеся помочь Пьеро в его поисках. Наконец, парочка настигнута — в Праге. Разгневанный, осмелевший Пьеро вызывает своего со­ перника на танцевальную дуэль и побеж­ дает, «перетанцовывает» его. Подоспев­ шие жёны набрасываются на своего не­ верного мужа. Коломбина отдаёт своё сердце (большое, пронзённое стрелой)' Пьеро.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2