Сибирские огни, 1956, № 5

ционалыюм музее и буквально на ходу осмотреть его замечательные коллекции, где наряду с экспонатами, рассказываю­ щими о древних славянских племенах, обитавших на территории нынешней Че­ хословакии, хорошо представлена исто­ рия этой страны. Любуемся сокровища­ ми изобразительного искусства, собран­ ными в картинной галерее... Но вернёмся на «Виллу Конева». Здесь дожидаются автомашины, чтобы везти нас в санаторий. III Карловы Вары Всемирно известная здравница Чехо­ словакии расположена в 136 километрах к западу от Праги. — Часика через три-четыре будем в санатории, — замечает один из спутни­ ков, усаживаясь в «Победу». — Через два с небольшим часа будем там, — возражает ему шофёр Станислав, уже года три работающий в санатории и хорошо знающий русский язык. Нам, пассажирам, это заявление ка­ жется невероятным. ■— Неужели машина по зимней доро­ ге сможет делать в среднем не менее 60 километров в час? Ну, от силы ки­ лометров 40 — с этим ещё можно со­ гласиться, — уверенно заявляет мой сосед — инженер, начальник одного из цехов Горьковского автозавода, пред­ приятия, где делают «Победы». — Засекайте время, — хладнокровно отвечает ему Станислав. Прав оказался Станислав. Через 2 часа 15 минут мы были в санатории. Машина большую часть пути шла со ско­ ростью 75—90 километров в час. Что же обеспечило машине такую ско­ рость? Дороги. Замечательно спланиро­ ванные, покрытые гладким асфальтом, шоссейные дороги Чехословакии заслу­ живают высокой оценки. На всём протя­ жении они обсажены деревьями, в боль­ шинстве фруктовыми, дающими летом густую тень, а зимой предохраняющими трассу от снежных заносов. На спусках и подъёмах, там, где имеется снеговой покров, дорога посыпана гравием или шлаком. Мы проезжали через небольшие город­ ки и сёла. В каждом из них — камен­ ные дома, в большинстве одноэтажные, костёл, высокий шпиль которого как бы господствует над селом. Сразу не отли­ чишь городок от села. Николай Иванович делится своими сведениями «о Чехословакии. От него мы узнаём, например, что здесь церковь не отделена от государства. Коммунистиче­ ская партия и правительство республики нашли, что бороться с реакционным влиянием Ватикана на католическую церковь Чехословакии, а через неё и на верующих будет легче, если служители культа будут получать заработную плату от государства. Проезжаем какой-то индустриальный район. Наше шоссе Часто пересекают железнодорожные пути, по которым дви­ жутся вагоны с углем и железом. Ука­ затели свидетельствуют о том, что мы проезжаем Кладно — центр одного из важных угольно-металлургических рай­ онов республики. В Кладно — большой металлургический завод, а в окрестно­ стях города расширяются старые и за­ кладываются новые шахты. — Угля всё ещё не хватает, — гово­ рит Станислав. — Это единственный продукт, на который у нас нормируется потребление. Правда, норма на каждую печь установлена большая, а при недо­ статке можно и без карточек купить бо­ лее дешёвые сорта угля. Но настоящий, хороший уголь — брикеты, кокс — мы получаем ещё по карточкам. На полях вдруг возникают какие-то сооружения: высокие — в 5—6 метров высотой столбы стоят правильными пря­ моугольниками по 30—40 штук с про­ межутками между столбами в 6—8 мет­ ров. Сверху между ними натянута про­ волока. — Это плантации для выращивания хмеля, — говорит Николай Иванович.— Мы въезжаем в район, тяготеющий к важному промышленному центру, — Пльзень. Этот город, помимо своих все­ мирно известных машиностроительных заводов Шкода (сейчас заводы носят имя Ленина), завоевал себе славу луч­ шим в мире пильзенеким пивом. Для приготовления его необходим хмель. Именно в местах, которые мы проезжа­ ем, и производится основная масса хме­ ля. Здесь же крестьяне сеют много яч­ меня, также являющегося основным сырьём для приготовления пива. Наша «Победа» продолжает свой путь. Но, как и в Праге, мы едем без сигналов, не слышно гудков и от встреч­ ных машин. Даже когда наш водитель обгоняет попутную машину, он не нажи­ мает на кнопку клаксона, а зажигает подфарник — сигнал, употребляемый у нас только для указания поворота. Шо­ фёр обгоняемой машины видит в зер­ кальце (а это непременная принадлеж­ ность каждой машины) сигнал обгона и уступает дорогу. Никаких гудков! Во многих городах, которые мы проезжали, висят специальные плакаты: «Сигна­ лить запрещено». А перед Пльзенью, на­ пример, проезжающие могут увидеть та­ кое вежливое обращение: «Пльзень при­ ветствует дисциплинированного водите­ ля». Очень по-чешски звучит это привет­ ствие, полное мягкого юмора. Больше часа мы ехали по почти без­ лесной местности. Лишь кое-где видне­ лись небольшие рощи. Но вот холмы ста­ новятся всё выше и выше и постепенно превращаются в горы, одетые лесом. В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2