Сибирские огни, 1956, № 5
отъездом на родину. Чтобы не повто ряться, расскажу коротко о последую щих впечатлениях. С экскурсоводом мы ещё раз побыва ли в Градчанах, снова с большим инте ресом осматривали его достопримеча тельности. Затем любовались Лоретой. Это — изящный храм-музей, украшен ный башенными часами с музыкальным боем. Побывали мы в одном из старейших районов Праги — Староместском, осмот рели ратушу с курантами «Орлой». Наш экскурсовод — преподаватель Карловар ской средней школы профессор Край- зингер (в Чехословакии учителей стар ших классов средней школы зовут про фессорами), хорошо владеющий русским языком, стремился привести нас сюда к тому времени, когда минутная стрелка часов завершит круг. Тогда над цифер блатом курантов открывается окошко, за которым медленно проплывают статуи апостолов. Снаружи, по бокам цифербла та, оживают фигуры, изображающие Бо гача и Смерть. Богач потряхивает ко шельком и старается откупиться от Смерти. Однако Смерть неумолима, ни какие богатства не подкупят её. Но вот поёт петух, окошечко захлопывается, фигуры застывают. Эти замечательные куранты сделаны четыреста пятьдесят лет назад препода вателем математики Каролиниуса — Карлова университета — чехом Гану- шем. Легенда говорит, что после созда ния этого шедевра Гануш был ослеплён, чтобы часы остались единственными в своём роде. Полюбовавшись курантами, мы бегло осматриваем ратушу внутри и двигаемся дальше. Останавливаемся у Националь ного театра. Здание его — гордость чеш ского народа. На строительство театра добровольные пожертвования собирались по всей стране. В 1882 году величест венное здание было, наконец, построено. Первым оперным спектаклем, поставлен ным в нём в 1883 году, была опера чеш ского композитора Бедржиха Сметаны «Либуше». Сметана также участвовал _в сборе средств на театр. Тяжело больной, глухой, он дирижировал оркестром на концерте, сбор с которого шёл на строи тельство. Перед отъездом из Праги мне удалось побывать в театре. Шёл «Фауст» Шарля Гуно. В зрительном зале над сценой — скульптурная надпись: «Народ себе». Выразительно пели артисты, чудесно иг рал оркестр. Две тысячи раз здесь шла опера Сметаны «Проданная невеста», но и сейчас билеты можно достать лишь с большим трудом. Впрочем и на другие спектакли билеты надо покупать зара нее. И это в Праге, в городе, имеющем свыше двадцати театров, в том числе — два оперных! Давняя дружба связывает русское и чешское искусство. Через три года по сле открытия Национального театра — в 1886 году спектаклем «Евгений Оне гин» здесь дирижировал сам компози тор — Пётр Ильич Чайковский. Он же1 присутствовал в театре на премьере сво ей «Пиковой дамы» в 1892 году. Связи продолжаются и поныне. В репертуаре театра — оперы великих русских компо зиторов Чайковского, Римского-Корсако ва, Мусоргского, Даргомыжского. Ставят здесь оперы и балеты советских компо зиторов. Перед отъездом мне удалось побывать ещё в одном театре. Это было в поне дельник, когда все театры — выходные. Но в помещении театра оперетты «Кар лин» шёл концерт СЛУК — Словацкого народного творческого коллектива,—ан самбля, созданного из самодеятельных словацких йружков. Это было чудесное- зрелище, яркая, красочная демонстра ция подлинно народного искусства танца и песни. В плясках и песнях отразились в художественной форме труд лесорубов,, пастухов и земледельцев, народные обы чаи и обряды — игровые и свадебные. Изумляло всё — и необычайная выра зительность танца, и задушевная напев ность, лиричность, а порой и суровая мужественность песен, и подлинное ма стерство мимики этих в недалёком про шлом самодеятельных артистов, и кра сочная цветовая гамма их костюмов. Каждый номер был как бы небольшой музыкально-танцевальной пьесой. На этом спектакле очень наглядно проявлялись новые отношения между чехами и словаками. В буржуазной рес публике Словакия была на положении колонии, и чешская буржуазия с презре нием относилась к словацкой «холоп ской» национальной культуре. Сейчас чешский и словацкий народы живут в условиях подлинного равноправия и дружбы. И концерт словацкого ансамб ля, который он давал в Праге перед отъ ездом на гастроли в страны Западной Европы, представлял собой подлинную- демонстрацию любви и братской дружбы чехов и словаков. Ещё несколько слов об экскурсии. Ны нешний 1956 год считается моцартовским: годом—всё передовое человечество отме чает 200-летие со дня рождения вели кого композитора. Моцарт жил в Праге, здесь любят его музыку. В Праге про ходит целый цикл симфонических кон цертов, посвящённых творчеству Моцар та. В оперном театре, называемом «Опе ра имени 5 мая» (в честь даты, когда на чалось пражское восстание против гитле ровских оккупантов), идёт его опера «По хищение из сераля». Мы заезжаем не надолго полюбоваться изящной, как иг рушка, виллой «Бертрамка» — здесь жил Моцарт, здесь им написана увертю ра к опере «Дон Жуан». Сейчас вилла превращена в моцартовский музей. Время летит с удивительной быстпо- той. Мы успеваем побывать ещё в На-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2