Сибирские огни, 1956, № 5

отъездом на родину. Чтобы не повто­ ряться, расскажу коротко о последую­ щих впечатлениях. С экскурсоводом мы ещё раз побыва­ ли в Градчанах, снова с большим инте­ ресом осматривали его достопримеча­ тельности. Затем любовались Лоретой. Это — изящный храм-музей, украшен­ ный башенными часами с музыкальным боем. Побывали мы в одном из старейших районов Праги — Староместском, осмот­ рели ратушу с курантами «Орлой». Наш экскурсовод — преподаватель Карловар­ ской средней школы профессор Край- зингер (в Чехословакии учителей стар­ ших классов средней школы зовут про­ фессорами), хорошо владеющий русским языком, стремился привести нас сюда к тому времени, когда минутная стрелка часов завершит круг. Тогда над цифер­ блатом курантов открывается окошко, за которым медленно проплывают статуи апостолов. Снаружи, по бокам цифербла­ та, оживают фигуры, изображающие Бо­ гача и Смерть. Богач потряхивает ко­ шельком и старается откупиться от Смерти. Однако Смерть неумолима, ни­ какие богатства не подкупят её. Но вот поёт петух, окошечко захлопывается, фигуры застывают. Эти замечательные куранты сделаны четыреста пятьдесят лет назад препода­ вателем математики Каролиниуса — Карлова университета — чехом Гану- шем. Легенда говорит, что после созда­ ния этого шедевра Гануш был ослеплён, чтобы часы остались единственными в своём роде. Полюбовавшись курантами, мы бегло осматриваем ратушу внутри и двигаемся дальше. Останавливаемся у Националь­ ного театра. Здание его — гордость чеш­ ского народа. На строительство театра добровольные пожертвования собирались по всей стране. В 1882 году величест­ венное здание было, наконец, построено. Первым оперным спектаклем, поставлен­ ным в нём в 1883 году, была опера чеш­ ского композитора Бедржиха Сметаны «Либуше». Сметана также участвовал _в сборе средств на театр. Тяжело больной, глухой, он дирижировал оркестром на концерте, сбор с которого шёл на строи­ тельство. Перед отъездом из Праги мне удалось побывать в театре. Шёл «Фауст» Шарля Гуно. В зрительном зале над сценой — скульптурная надпись: «Народ себе». Выразительно пели артисты, чудесно иг­ рал оркестр. Две тысячи раз здесь шла опера Сметаны «Проданная невеста», но и сейчас билеты можно достать лишь с большим трудом. Впрочем и на другие спектакли билеты надо покупать зара­ нее. И это в Праге, в городе, имеющем свыше двадцати театров, в том числе — два оперных! Давняя дружба связывает русское и чешское искусство. Через три года по­ сле открытия Национального театра — в 1886 году спектаклем «Евгений Оне­ гин» здесь дирижировал сам компози­ тор — Пётр Ильич Чайковский. Он же1 присутствовал в театре на премьере сво­ ей «Пиковой дамы» в 1892 году. Связи продолжаются и поныне. В репертуаре театра — оперы великих русских компо­ зиторов Чайковского, Римского-Корсако­ ва, Мусоргского, Даргомыжского. Ставят здесь оперы и балеты советских компо­ зиторов. Перед отъездом мне удалось побывать ещё в одном театре. Это было в поне­ дельник, когда все театры — выходные. Но в помещении театра оперетты «Кар­ лин» шёл концерт СЛУК — Словацкого народного творческого коллектива,—ан­ самбля, созданного из самодеятельных словацких йружков. Это было чудесное- зрелище, яркая, красочная демонстра­ ция подлинно народного искусства танца и песни. В плясках и песнях отразились в художественной форме труд лесорубов,, пастухов и земледельцев, народные обы­ чаи и обряды — игровые и свадебные. Изумляло всё — и необычайная выра­ зительность танца, и задушевная напев­ ность, лиричность, а порой и суровая мужественность песен, и подлинное ма­ стерство мимики этих в недалёком про­ шлом самодеятельных артистов, и кра­ сочная цветовая гамма их костюмов. Каждый номер был как бы небольшой музыкально-танцевальной пьесой. На этом спектакле очень наглядно проявлялись новые отношения между чехами и словаками. В буржуазной рес­ публике Словакия была на положении колонии, и чешская буржуазия с презре­ нием относилась к словацкой «холоп­ ской» национальной культуре. Сейчас чешский и словацкий народы живут в условиях подлинного равноправия и дружбы. И концерт словацкого ансамб­ ля, который он давал в Праге перед отъ­ ездом на гастроли в страны Западной Европы, представлял собой подлинную- демонстрацию любви и братской дружбы чехов и словаков. Ещё несколько слов об экскурсии. Ны­ нешний 1956 год считается моцартовским: годом—всё передовое человечество отме­ чает 200-летие со дня рождения вели­ кого композитора. Моцарт жил в Праге, здесь любят его музыку. В Праге про­ ходит целый цикл симфонических кон­ цертов, посвящённых творчеству Моцар­ та. В оперном театре, называемом «Опе­ ра имени 5 мая» (в честь даты, когда на­ чалось пражское восстание против гитле­ ровских оккупантов), идёт его опера «По­ хищение из сераля». Мы заезжаем не­ надолго полюбоваться изящной, как иг­ рушка, виллой «Бертрамка» — здесь жил Моцарт, здесь им написана увертю­ ра к опере «Дон Жуан». Сейчас вилла превращена в моцартовский музей. Время летит с удивительной быстпо- той. Мы успеваем побывать ещё в На-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2