Сибирские огни, 1956, № 5

себя в порядок и скорей на улицы Пра­ ги. Несмотря на поздний час, надо ис­ пользовать возможность хоть немного познакомиться с городом. Куда идти? Выручает опять Николай Иванович. Он уже останавливался в этой гостинице. — Пойдёмте на Вацлавскую пло­ щадь, это центр Праги, —• предлагает сн. — До площади — рукой подать. Сворачиваем направо, проходим два квартала — и перед нами Вацлавская площадь. Это, собственно, — широчен­ ная улица, которая тянется на несколь­ ко кварталов. С одной стороны её вы­ сится величественное здание Националь­ ного музея, здесь собраны богатейшие материалы по истории Чехословакии. Пе­ ред музеем статуя святого Вацлава, имя которого носит площадь. Нижние этажи домов, окаймляющих площадь, заняты всевозможными магази­ нами, ресторанами, кафе. На одном из больших угловых домов огромная светя­ щаяся вывеска «Советская книга». Б ярко освещённых витринах — только со­ ветские издания. Поражает обилие книг. В этом отношении пражский магазин не уступит лучшим московским. Время — одиннадцатый час, почти все магазины, кроме нескольких дежурных гастрономических, закрыты, но витрины ярко освещены. В витринах отсутствуют муляжи, бутафория •— лежат только те товары, которые есть в магазине. На ка­ ждом предмете — аккуратная табличка с ценой. — Поэтому,— поясняет Николай Ива­ нович,— в магазинах всегда малолюдно. Больше людей — у витрин, которые об­ новляются чуть ли не ежедневно и где производится, в основном, выбор. А в магазине покупка только оформляется. На глазах затихает жизнь города. Пе­ шеходы встречаются всё реже и реже. Это тоже вызывает у нас недоумение. — Действительно, вечерняя жизнь здесь замирает довольно рано, — гово­ рит Николай Иванович. — Объясняется это тем, что рабочий день начинается раньше, чем у нас. В 5—6 часов закры­ вается большинство магазинов. Рано кончаются спектакли в театрах. Только многочисленные кафе, закусочные-авто­ маты, винные погребки открыты с 6 ча­ сов утра и до 12 ночи. Реже движутся трамваи. А их на Вац- лавской площади много: через площадь проходит почти половина городских мар­ шрутов. Подходим к остановке. На табличке, указывающей путь трамвая, поименова­ ны все остановки данного маршрута. Тут же расписание: часы и минуты, когда трамвай должен прибывать на данную остановку. Вынимаем часы, смотрим на расписание. Подходит один номер трам­ вая, затем другой... Удивительно! Ни на, минуту позже!.. — Обратите внимание, — говорит Николай Иванович, — как удобно со­ ставлено расписание. В часы наибольше­ го наплыва пассажиров промежутки между поездами очень малы, а вот сей­ час, поздно вечером, — трамваи движут­ ся реже.‘Ночью (а трамваи тут ходят круглые сутки) эти интервалы ещё больше. — Давайте проедем пару остановок в трамвае, — предлагает кто-то. * Предложение принимается. Плавно подкатывается трамвай. С ка­ кой площадки входить? Оказывается, можно с любой,— и с передней и с зад­ ней. Кондуктор всё равно подойдёт к вам, потому что он не стоит на месте, а всё время передвигается по вагону, сходит на остановке с одной площадки, заходит с другой... А сколько стоит проезд? — 60 хелларов, независимо^ от рас­ стояния, — поясняет Николай Ивано- вич. Кондуктор вручает нам солидный би­ лет. Он разграфлён на клетки, в каж­ дой — какие-то цифры. В одной из кле­ ток кондуктор компостером пробил от­ верстие. Зачем?.. Выясняется, что графы эти нужны, во-первых, для контроля. С этим билетом второй раз не поедешь. А во-вторых, для того, чтобы можно было проехать по этому же билету с пересад­ кой — на трамвае другого маршрута или па троллейбусе и автобусе. Для этого стоит только предупредить кондуктора, до какого пункта вам нужно доехать, и он, пробьёт соответствующую дырочку. Раз заплатив 60 хелларов, вы попадаете на место, не покупая больше билетов. Проехав две остановки, слезаем. На другой стороне улицы видим написан­ ные огромными светящимися буквами слова «Била лабуть». — Белый лебедь, — переводит Ни­ колай Иванович, — один из крупнейших универмагов Праги. В нём можно не только купить всё, что вам нужно, но и пообедать, выпить кофе. Несколько вме­ стительных лифтов — на 15 человек каждый, поднимут вас на третий, чет­ вёртый, пятый этажи, где расположены различные отделы... Перейдёмте на ту сторону. Но сделать это — не так просто: тро­ туар огорожен от мостовой невысоким барьером из железных труб, в котором оставлен небольшой проход для пешехо­ дов. Такие барьеры стоят на углах всех перекрёстков, где движение сколько-ни­ будь интенсивно. Там же, где тротуары особенно узки, а движение большое, барьеры тянутся на расстоянии несколь­ ких кварталов. У проходов поставлены специальные светофоры для пешеходов. Удивительно дисциплинированы пражане! Даже при отсутствии проезжающих машин они терпеливо ждут, пока загорится сигнал. Мы немножко подсмеиваемся над этой сверхдисциплинированностью. Но Ни­ колай Иванович тут же объясняет:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2