Сибирские огни, 1956, № 5
себя в порядок и скорей на улицы Пра ги. Несмотря на поздний час, надо ис пользовать возможность хоть немного познакомиться с городом. Куда идти? Выручает опять Николай Иванович. Он уже останавливался в этой гостинице. — Пойдёмте на Вацлавскую пло щадь, это центр Праги, —• предлагает сн. — До площади — рукой подать. Сворачиваем направо, проходим два квартала — и перед нами Вацлавская площадь. Это, собственно, — широчен ная улица, которая тянется на несколь ко кварталов. С одной стороны её вы сится величественное здание Националь ного музея, здесь собраны богатейшие материалы по истории Чехословакии. Пе ред музеем статуя святого Вацлава, имя которого носит площадь. Нижние этажи домов, окаймляющих площадь, заняты всевозможными магази нами, ресторанами, кафе. На одном из больших угловых домов огромная светя щаяся вывеска «Советская книга». Б ярко освещённых витринах — только со ветские издания. Поражает обилие книг. В этом отношении пражский магазин не уступит лучшим московским. Время — одиннадцатый час, почти все магазины, кроме нескольких дежурных гастрономических, закрыты, но витрины ярко освещены. В витринах отсутствуют муляжи, бутафория •— лежат только те товары, которые есть в магазине. На ка ждом предмете — аккуратная табличка с ценой. — Поэтому,— поясняет Николай Ива нович,— в магазинах всегда малолюдно. Больше людей — у витрин, которые об новляются чуть ли не ежедневно и где производится, в основном, выбор. А в магазине покупка только оформляется. На глазах затихает жизнь города. Пе шеходы встречаются всё реже и реже. Это тоже вызывает у нас недоумение. — Действительно, вечерняя жизнь здесь замирает довольно рано, — гово рит Николай Иванович. — Объясняется это тем, что рабочий день начинается раньше, чем у нас. В 5—6 часов закры вается большинство магазинов. Рано кончаются спектакли в театрах. Только многочисленные кафе, закусочные-авто маты, винные погребки открыты с 6 ча сов утра и до 12 ночи. Реже движутся трамваи. А их на Вац- лавской площади много: через площадь проходит почти половина городских мар шрутов. Подходим к остановке. На табличке, указывающей путь трамвая, поименова ны все остановки данного маршрута. Тут же расписание: часы и минуты, когда трамвай должен прибывать на данную остановку. Вынимаем часы, смотрим на расписание. Подходит один номер трам вая, затем другой... Удивительно! Ни на, минуту позже!.. — Обратите внимание, — говорит Николай Иванович, — как удобно со ставлено расписание. В часы наибольше го наплыва пассажиров промежутки между поездами очень малы, а вот сей час, поздно вечером, — трамваи движут ся реже.‘Ночью (а трамваи тут ходят круглые сутки) эти интервалы ещё больше. — Давайте проедем пару остановок в трамвае, — предлагает кто-то. * Предложение принимается. Плавно подкатывается трамвай. С ка кой площадки входить? Оказывается, можно с любой,— и с передней и с зад ней. Кондуктор всё равно подойдёт к вам, потому что он не стоит на месте, а всё время передвигается по вагону, сходит на остановке с одной площадки, заходит с другой... А сколько стоит проезд? — 60 хелларов, независимо^ от рас стояния, — поясняет Николай Ивано- вич. Кондуктор вручает нам солидный би лет. Он разграфлён на клетки, в каж дой — какие-то цифры. В одной из кле ток кондуктор компостером пробил от верстие. Зачем?.. Выясняется, что графы эти нужны, во-первых, для контроля. С этим билетом второй раз не поедешь. А во-вторых, для того, чтобы можно было проехать по этому же билету с пересад кой — на трамвае другого маршрута или па троллейбусе и автобусе. Для этого стоит только предупредить кондуктора, до какого пункта вам нужно доехать, и он, пробьёт соответствующую дырочку. Раз заплатив 60 хелларов, вы попадаете на место, не покупая больше билетов. Проехав две остановки, слезаем. На другой стороне улицы видим написан ные огромными светящимися буквами слова «Била лабуть». — Белый лебедь, — переводит Ни колай Иванович, — один из крупнейших универмагов Праги. В нём можно не только купить всё, что вам нужно, но и пообедать, выпить кофе. Несколько вме стительных лифтов — на 15 человек каждый, поднимут вас на третий, чет вёртый, пятый этажи, где расположены различные отделы... Перейдёмте на ту сторону. Но сделать это — не так просто: тро туар огорожен от мостовой невысоким барьером из железных труб, в котором оставлен небольшой проход для пешехо дов. Такие барьеры стоят на углах всех перекрёстков, где движение сколько-ни будь интенсивно. Там же, где тротуары особенно узки, а движение большое, барьеры тянутся на расстоянии несколь ких кварталов. У проходов поставлены специальные светофоры для пешеходов. Удивительно дисциплинированы пражане! Даже при отсутствии проезжающих машин они терпеливо ждут, пока загорится сигнал. Мы немножко подсмеиваемся над этой сверхдисциплинированностью. Но Ни колай Иванович тут же объясняет:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2