Сибирские огни, 1956, № 5

словацких городках на заводах и фабри­ ках работают жители из окрестных сёл и деревень. Едут они на предприятия и пригородными поездами, и на автобусах. А многие, очень многие — на велосипе- дах. — Но почему так рано? — удивляем­ ся мы. — Рабочий день здесь начинается не позднее семи, семи с половиной утра, — объясняет Николай Иванович. Наш вагЛг прицепляют к поезду, иду­ щему на Прагу. Выходим на перрон. Бросается в гла­ за, что очень многие пассажиры (никак не менее половины) одеты в спортивные костюмы, многие из них несут лыжи. Это горожане ,-т- рабочие и служащие, уча­ щаяся молодёжь. Они приезжали в Вы­ сокие Татры, в которых немало спортив­ ных и туристских баз, домов отдыха. Вызывают удивление некоторые осо­ бенности в одежде:. большинство жен­ щин носит... брюки. Да, мужские брюки! И не только спортсменки, но и дру­ гие —-молодые и старые женщины. При­ чём оказывается, что и на брюки сущест­ вует мода. Раньше их шили длинными и широкими внизу, сейчас в моде узкие и короткие. Конец января... Мороз градусов 10—12. Но молодёжь ходит без голов­ ных уборов. И в дальнейшем нас всегда поражало, что даже в самые большие мо­ розы значительное число чехов ходило с непокрытыми головами. Кажется необычной и обувь. Помимо чисто спортивной — лыжной, широко распространены войлочные ботинки. Они очень лёгкие, а чтобы подошва не про­ мокала, она оклеена тонким слоем рези­ ны. Стоят такие ботинки («татранки») дёшево -г- 60—70 крон. Они теплы, удоб­ ны и по праву завоевали понулярность среди чехов и многих русских отдыхаю­ щих, которые обзавелись «татранками». Носят чехи и высокие тёплые чулки с пёстрыми узорами из зелёных, белых, красных квадратов. • Поезд стоит долго, поэтому мы имеем возможность побывать в других вагонах. При входе сразу обращает внимание забота о пассажирах-спортсменах: в ва­ гонах поездов, которые перевозят много туристов и физкультурников, имеются специальные отделения для лыж и са­ ней. И междугородные автобусы, направ­ ляющиеся по маршрутам, где расположе­ ны туристские и спортивные базы, име­ ют наверху площадки для перевозки лыж. Все места в вагоне предназначены исключительно для сидения, примерно так, как в наших пригородных поездах. Спальные места не нужны: самый далё­ кий железнодорожный маршрут в стране продолжается немногим более суток. Теоритория Чехословакии не превышает 128 тысяч квадратных километров. Для сравнения можно сказать, что площадь, например, Новосибирской области почти в полтора раза больше. Мы заметили, что в последних от па­ ровоза вагонах пассажиров меньше, чем в первых. Объясняется это довольно про­ сто: вагоны не имеют своего отопления, обогревательные приборы действуют от пара, подаваемого от котла паровоза, в передних вагонах теплее, чем в задних. И ещё одно отличие чешских поездов: нет отдельного вагона-ресторана. Его за­ меняет небольшой буфет, расположен­ ный в одном из вагонов. ...Радио оповещает об отправлении по­ езда. Начинается наше путешествие по Чехословакии. Путь лежит через живописнейшие ме­ ста Словакии — Высокие Татры. Этот горный массив — самый высокий в рес­ публике. Его высшая точка — 2663 мет­ ра над уровнем моря. Склоны гор зарос­ ли густыми лесами, встречаются между ними огромные снежные поля, по кото­ рым так и хочется побродить на лыжах. Мимо окон проплывают небольшие се­ ления, состоящие из двух-трёх десятков скромных домиков с обязательным ко­ стёлом, высокая кОлокольня которого видна издалека. Незаметно темнеет. Вдруг впереди по­ казывается какое-то зарево. Что это? — Скоро Прага, — говорит провод­ ник, производящий генеральную уборку вагона. — Это её огни. II Прага Прага... Злата Прага... Стобашенная столица Чехословакии!.. Понятное волне­ ние охватывает пассажиров. Каждому хочется увидеть эту древнюю столицу одного из старейших славянских госу­ дарств Европы. Уже из окна вагона за­ метно, что это большой, благоустроен­ ный город. Минут 20—25 идёт поезд по Праге, пока добирается до вокзала. Ми­ мо мелькают большие предприятия, мно­ гоэтажные жилые дома. Железная доро­ га проходит высоко над узкими улицами, по которым движутся трамваи, троллей­ бусы, автобусы, автомашины. Облик города воспринимается каким- то противоречивым. То виден кусок ули­ цы, несущей на себе следы средневе­ ковья, то —• просторная площадь, очер­ ченная вполне современными домами. Это первое впечатление остаётся и в дальнейшем, по мере всё большего и большего знакомства со столицей Чехо­ словакии. На вокзале нас встречает представи­ тель санатория и везёт ночевать в гости­ ницу. В санаторий мы отправимся зав­ тра днём. Отель «Братислава»... Сдаём наши паспорта портье, получаем ключи от комнат. Быстро умываемся, приводим

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2