Сибирские огни, 1956, № 5
словацких городках на заводах и фабри ках работают жители из окрестных сёл и деревень. Едут они на предприятия и пригородными поездами, и на автобусах. А многие, очень многие — на велосипе- дах. — Но почему так рано? — удивляем ся мы. — Рабочий день здесь начинается не позднее семи, семи с половиной утра, — объясняет Николай Иванович. Наш вагЛг прицепляют к поезду, иду щему на Прагу. Выходим на перрон. Бросается в гла за, что очень многие пассажиры (никак не менее половины) одеты в спортивные костюмы, многие из них несут лыжи. Это горожане ,-т- рабочие и служащие, уча щаяся молодёжь. Они приезжали в Вы сокие Татры, в которых немало спортив ных и туристских баз, домов отдыха. Вызывают удивление некоторые осо бенности в одежде:. большинство жен щин носит... брюки. Да, мужские брюки! И не только спортсменки, но и дру гие —-молодые и старые женщины. При чём оказывается, что и на брюки сущест вует мода. Раньше их шили длинными и широкими внизу, сейчас в моде узкие и короткие. Конец января... Мороз градусов 10—12. Но молодёжь ходит без голов ных уборов. И в дальнейшем нас всегда поражало, что даже в самые большие мо розы значительное число чехов ходило с непокрытыми головами. Кажется необычной и обувь. Помимо чисто спортивной — лыжной, широко распространены войлочные ботинки. Они очень лёгкие, а чтобы подошва не про мокала, она оклеена тонким слоем рези ны. Стоят такие ботинки («татранки») дёшево -г- 60—70 крон. Они теплы, удоб ны и по праву завоевали понулярность среди чехов и многих русских отдыхаю щих, которые обзавелись «татранками». Носят чехи и высокие тёплые чулки с пёстрыми узорами из зелёных, белых, красных квадратов. • Поезд стоит долго, поэтому мы имеем возможность побывать в других вагонах. При входе сразу обращает внимание забота о пассажирах-спортсменах: в ва гонах поездов, которые перевозят много туристов и физкультурников, имеются специальные отделения для лыж и са ней. И междугородные автобусы, направ ляющиеся по маршрутам, где расположе ны туристские и спортивные базы, име ют наверху площадки для перевозки лыж. Все места в вагоне предназначены исключительно для сидения, примерно так, как в наших пригородных поездах. Спальные места не нужны: самый далё кий железнодорожный маршрут в стране продолжается немногим более суток. Теоритория Чехословакии не превышает 128 тысяч квадратных километров. Для сравнения можно сказать, что площадь, например, Новосибирской области почти в полтора раза больше. Мы заметили, что в последних от па ровоза вагонах пассажиров меньше, чем в первых. Объясняется это довольно про сто: вагоны не имеют своего отопления, обогревательные приборы действуют от пара, подаваемого от котла паровоза, в передних вагонах теплее, чем в задних. И ещё одно отличие чешских поездов: нет отдельного вагона-ресторана. Его за меняет небольшой буфет, расположен ный в одном из вагонов. ...Радио оповещает об отправлении по езда. Начинается наше путешествие по Чехословакии. Путь лежит через живописнейшие ме ста Словакии — Высокие Татры. Этот горный массив — самый высокий в рес публике. Его высшая точка — 2663 мет ра над уровнем моря. Склоны гор зарос ли густыми лесами, встречаются между ними огромные снежные поля, по кото рым так и хочется побродить на лыжах. Мимо окон проплывают небольшие се ления, состоящие из двух-трёх десятков скромных домиков с обязательным ко стёлом, высокая кОлокольня которого видна издалека. Незаметно темнеет. Вдруг впереди по казывается какое-то зарево. Что это? — Скоро Прага, — говорит провод ник, производящий генеральную уборку вагона. — Это её огни. II Прага Прага... Злата Прага... Стобашенная столица Чехословакии!.. Понятное волне ние охватывает пассажиров. Каждому хочется увидеть эту древнюю столицу одного из старейших славянских госу дарств Европы. Уже из окна вагона за метно, что это большой, благоустроен ный город. Минут 20—25 идёт поезд по Праге, пока добирается до вокзала. Ми мо мелькают большие предприятия, мно гоэтажные жилые дома. Железная доро га проходит высоко над узкими улицами, по которым движутся трамваи, троллей бусы, автобусы, автомашины. Облик города воспринимается каким- то противоречивым. То виден кусок ули цы, несущей на себе следы средневе ковья, то —• просторная площадь, очер ченная вполне современными домами. Это первое впечатление остаётся и в дальнейшем, по мере всё большего и большего знакомства со столицей Чехо словакии. На вокзале нас встречает представи тель санатория и везёт ночевать в гости ницу. В санаторий мы отправимся зав тра днём. Отель «Братислава»... Сдаём наши паспорта портье, получаем ключи от комнат. Быстро умываемся, приводим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2